Берегись!

БЕРЕГИСЬ!

16 мм, 1 мин., 1999
режиссер Д. Фролов
идея Л. Гашимовой'

     Человечество, смеясь, ко всему привыкает. Медленно, но верно. Приходится признать, что на фоне стремительного роста контрнебоскрёбного и прочего терроризма, всеобщей деградации и вырождения вкусов проблема некогда страшного СПИДа не считается теперь чем-то из ряда вон выходящим в череде общечеловеческих неурядиц. В сравнении со всем остальным того же рода, есть в нём даже и нечто положительное: за удовольствие страдаешь, а не так, чтобы спишь, а просыпаешься под бетонными развалинами, не имея и возможности послать последнее "прости" по мобильному телефону. Из праха вышли - во прах обратимся, как учат нас умные книги. В фильме, о котором пойдёт речь, предлагается альтернативный способ, менее отдающий дидактикой, формалином и фатализмом. Сюжет, в простом изложении, незамысловат: мы видим банку темного цвета на фоне символа жизни - изображения цветущей розы, окаймленной, тем не менее, траурной черной лентой; на банке - надпись "СПИД"; всё происходит в тишине. Мы видим как над банкой поднимается наполняющийся чем-то презерватив; он оказывается надетым на банку. Впрочем, не стоит понимать символы буквально. Не надо объяснять памятнику, в чём был неправ его оригинал. Женское начало для мужчины представляется загадкой, и ему приятно, как в детстве, искать в ней опасности и защиты одновременно. В глубине души мужчина даже готов признать первенство женщины над собой, но никогда этого не сделает всерьёз. Следуя морали одной из множества богопредположительных историй, можно заявить, что, строго говоря, не существует т.н. мужского и женского начал, что всё это суть аберрация, миф, сказка и ночной ужас, что существует лишь одно начало, истинное и не имеющее пола, дающее истинную жизнь, а вся наша подлунная суета - лишь проделки нетрезвых и злых клоунов под уличным сиреневым фонарём. Конечно, эта философия не выдержит испытания тем, что мы именуем "реальностью" и "жизнью", однако, следуя логике оруэлловского О'Брайена, мы можем попытаться утверждать, что можем всё, что ни захотим. Особенно это относится к людям искусства. С высоты полёта своей фантазии такие люди очень часто (история полна такими примерами) могли разглядеть решение проблем, перед которыми пасовали все остальные. Итак, взгляните на эту банку, символизирующую так называемое "женское начало", полную агрессивного перебродившего, выстоявшегося вина, которое бурлит и пенится, отсылая нас по ассоциации бог знает куда - на самый край фрейдистской пропасти по-новому: словно хобот какой-нибудь исполинской выхухоли, презерватив начинает медленно надуваться и привставать, сначала неуверенно, а потом, как горн в руке фанатичного мальчика, готового вострубить славу родной пионерии, самоуверенно - ввысь, как бы посылая вызов страшно подумать куда. Сперва казалось - не справится, вырвется, улетит, обдавая всех сырым запахом и мокрыми каплями, но - нет! Шалишь! Могучий латексный обелиск на фоне взопрелой розы, памятник разумному миропорядку, он стоит, гордо возвышаясь над нашими устаревшими представлениями. Не следует обуздывать собственно СПИД. Следует бороться с собой. Только кардинально изменив свою природу, человечество избавится от этой напасти. Впрочем, возможен и фармакологический путь…




Сайт создан в системе uCoz