Критика

МОЯ СОВЕСТЬ ЧИСТА


С 25 июля по 19 августа 2001 года в Петербурге проходила V Международная Биеннале — выставка современного искусства: живопись, скульптура, компьютерная графика, инсталляция, перформанс и т. д. из 20 стран мира. В 52-минутной программе: "Экспериментальное кино на "Супер 8" участвуют только "наши", с одним из них мы поговорили.
Это Дмитрий Фролов. Его кинематографический взлет — мечта тысяч кинолюбителей. В 1990 году Дмитрий окончил СПбГУКИТ. Затем поступил ассистентом оператора (поначалу таскать и заряжать камеру, считать снятые кассеты, сдувать пыль с объектива и пр.) на "Лентелефильм", где по ходу учился практике съемок, и вот ныне он уже числится оператором видеопрограмм на "СТВ" у Сергея Сельянова.
Кроме того, Дмитрий Фролов по собственному хотению и на свои средства снял около 30 авторских фильмов длиной от 2 минут, а один даже — полтора часа. Фильмы его, не считая российских смотров, побывали на фестивалях короткометражного и авангардного кино в Роттердаме, Дрездене, Мадриде, Утрехте… На V Биеннале он выставил свои "проверенные временем" работы: "Это не август 1991г." (1991г., 8 мин.; как раз с кадрами тех событий в Ленинграде), "Две фигуры" (1996г., 8 мин.; чисто семейная съемка матери с дочерью на прогулке за городом), "Кара" (1991-97гг., 4 мин.; попытка снять в течение одного дня и "уплотнить" до 4 мин. события городской жизни) и "Шатангер Ялок" (1993-96гг., 20 мин., игровой; про морские плавания, пиратские разборки, достижение берега из последних сил и пр.). Как и прочие "андерграундные" ленты, работы Дмитрия — знакомая помесь из дрожащего, серого (иногда цветного), не всегда резкого изображения на просроченной эмульсии, разноскоростной и комбисъемки, бесстыдного актерства нижайшего уровня, титров на английском; режиссура в них — номинально-нулевая, о сценарной разработке и говорить нечего, зато хватает и женской плоти и непременных гомоэротических намеков (вот сквозная навязчиво-страдательная тема петербургских кинопараллельщиков!). Один из организаторов V Биеннале, по имени Николай, сказал: "Фролов —известное имя. Он давно снимает и даже в одном из иностранных каталогов помещен рядом с Кроненбергом, для него мы всегда готовы организовать зрительный зал". Так кто он — Дмитрий Фролов — маниакальный кинолюбитель, вообразивший себя (как и многие в той нахальной когорте) современным киноавтором в "элитарной" выставочной тусовке? Или… — Нет, я не любитель и в любительских кинофестивалях не участвую. Любители стремятся подражать "большому" (профессиональному) кино, я же занимаюсь экспериментальным кинематографом(*). Например, фильм "Кара", побывавший и в Финляндии, и во Франции, и в Германии, снят целиком покадрово, это эксперимент по расширению способов съемки. А в фильме "Над озером" (2000г., 10 мин, ч/б, 35 мм.; посвящен памяти Александра Блока), участвовавшем в последнем фестивале в Роттердаме и СПб Фестивале фестивалей-2001, я экспериментировал с самой пленкой, снимая камерой с ручным приводом, тем самым добиваясь особого эффекта "старения" под блоковское время…

— Но в мировом, так сказать, масштабе, скоростные киноэксперименты, натурально — позапрошлый век. А, кажется, первым "состарил" пленку еще Орсон Уэллс для имитации хроники в "Гражданине Кейне" в 1941 году. Если взглянуть на нынешние видео, тем более, на фантастические цифровые киноразработки, то Ваши микрооткрытия — мусорный ком в дальнем углу даже ленфильмовского (не говоря о голливудском) цеха комбинированных съемок. — Я в мировом масштабе не мыслю. Я экспериментирую для себя, на собственном уровне. Мне это интересно. И в большом кино мне нравится датский режиссер Ларс фон Триер, он стремится к простоте, а не к масштабности зрелища, но снимать так как он — совсем не просто. — А как Вы относитесь к зрительскому равнодушию, зал-то — пуст! — Ну, сегодня так, завтра эдак. Но если к концу просмотра остается один зритель — я доволен. Тем более, что мои эксперименты я снимаю не на государственные, а на собственные средства, я никого не обкрадываю и не обманываю, в этом смысле — моя совесть чиста. И на Западе сам я ни разу не был — не привелось, и денег мне оттуда никто не присылал…

А что если дать пытливому Дмитрию Фролову и деньги, и помощников — изменилось бы что-нибудь в современном кино? Кстати, "СТВ" означено как производитель в титрах ленты "Над озером", и что? По сути — ничего. Неужто, свыше предопределено Фролову такое личное счастье: по гроб жизни копаться в затхло-первобытном "моёкино", да радоваться закордонным воздушным приветам от себе подобных? Хотя для мно-о-гих и это — праздничный сон…

Александр Александров
В оформлении страницы использована работа художника Алексея Звероловлева


Сайт создан в системе uCoz