кадр из фильма Одинокий. кадр из фильма Одинокий. кадр из фильма Одинокий. кадр из фильма Одинокий

Одинокий

16 мм, 3 мин., цветной, 2016

Режиссер и оператор - Дмитрий Фролов
В фильме снимались: Владимир Игнатьев, Наталья Суркова, Владимир Золотарь


Одиночество человека перед лицом природы. Одиночество в городской среде. Одиночество как образ жизни. Одиночество перед самим собой… Фильм посвящён художникам «Серебряного века». Это посвящение относится в первую очередь к Казимиру Малевичу и Эдварду Мунку. В оформлении постера использована картина Эдварда Мунка «Меланхолия» (1892)


Эдвард Мунк

     Художник, творчество которого на Западе ставят в один ряд с Гогеном и Сезанном, не очень хорошо известен в России. Гений, считавшийся создателем новой эпохи и писавший мрачные картины о смерти, страдал нервными срывами, от которых лечился. В юношестве он обмолвился, что придет день, когда перед его полотнами все снимут шляпы, словно в церкви, но до общественного признания ему было еще очень далеко. «Без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор. Чтобы понять самобытное творчество художника, необходимо узнать, как и чем он жил, создавая шедевры, «написанные кровью своего сердца».
     В 1863 году в Норвегии родился будущий художник, чье творчество назовут совершенно новой живописью, взорвавшей устоявшиеся традиции в искусстве. Эдвард Мунк, биография которого наполнена трагическими событиями, оставившими свой след в его произведениях, прочно вошел в историю как творец, чьи работы вызывали бурное эмоциональное воздействие на зрителя. Свое детство Эдвард вспоминал как безрадостное и наполненное потерями. Лишившись матери и любимой сестры, умерших от туберкулеза, мальчик трагически воспринял и свой жизненный путь. Известно его воспоминание о той поре: «К моей колыбели слетелись черные ангелы безумия, болезни, смерти и сопровождали всю жизнь».
     После школы Мунк учится на инженера, но в какой-то момент понимает, что мечтает заниматься только живописью. Известна даже точная дата – 8 ноября 1888 года, именно тогда в личном дневнике страдающего страхом перед жизнью подростка появилась запись о том, что он решил стать художником. «Часто я просыпался в холодном поту и оглядывал свою комнату, чтобы убедиться, не в аду ли я», – сознался в конце жизни Эдвард Мунк. Картины молодого живописца передавали его переживания: он не любил «красивые» изображения, акцентируя внимание на том, что не видно за внешней оболочкой человека. Изображая людей, он делал слепки с их внутреннего мира: «Больше не найдется другого художника, выжавшего свою тему до последней капли, как я».
      Череда трагических уходов продолжалась – Мунк лишился отца, младшего брата, в клинике для душевнобольных скончалась сестра. Это отражается на творчестве живописца – мрачные мотивы одиночества и смерти набирают еще большую силу. Критики отмечали, что автор обладал удивительной способностью визуально отображать свои настроения и эмоции. После потерь Мунк посчитал главным виновником всех трагедий Бога. Он отрекается от религии, ища для себя новую систему ценностей. Считая весь мир пустым, художник заявляет о бессмысленности человеческой жизни и уверяет, что только через искусство можно добиться бессмертия. Учась в художественной школе, Эдвард Мунк, картины которого трудно отнести к одному направлению, самоотверженно отдается искусству. Он не хотел, чтобы его произведения просто украшали стены домов или музеев. «Мои картины – это то, что я сам пережил, мой дневник. Они придали смысл моей жизни» – делился самым сокровенным живописец.
     Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Он выставлял свои произведения в галереях, но они вызывали слишком большой общественный резонанс, и его выставки закрывали. Мастера классической школы в живописи посчитали странные картины оскорбительными для просмотра, а самого Мунка назвали анархистом. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Привыкший к одиночеству молодой человек бежал от отношений с женщинами, отводя им роковую роль в судьбе всех мужчин. Представительницы прекрасного пола влюблялись в увлеченного искусством странного юношу с горящими глазами, но Мунк считал, что сильные чувства ослабят его тягу творить. Известен страстный роман художника с дочерью знатного торговца, окончившийся трагично для обоих: навязчивая девушка, ставшая обузой для молодого человека, пыталась отравиться, узнав от Эдварда о расставании, а после того, как ее буквально вернули с того света, она прострелила руку живописцу.
      Перенесший несколько операций и потерявший палец, Мунк переживал за свое творческое будущее. У нелюдимого художника после этого случая начинается настоящая мания преследования. Его нервы сдавали все чаще, и художник срывался на случайных людях. Он мог даже поколотить тех, кто, по его мнению, о нем нелестно отзывался. Частые приступы, сопровождавшиеся агрессивными действиями, приводят Мунка в психиатрическую лечебницу, где его лечили электрошоком. Художник понимал, что в одиночку ему не справиться с алкоголизмом и депрессией, и отправляется за помощью к специалистам. Надо сказать, что болезнь не оставляла его и после длительного лечения. Но Эдвард принял ее, считая, что его творчество неразрывно связано с психическими срывами.
     После интенсивной терапии Мунка отпускают. «Оттуда не так легко выйти. На все вопросы нельзя отвечать, как захочешь. Нужно догадаться, что от тебя ждут врачи, иначе останешься там навсегда», – делился воспоминаниями Эдвард Мунк. Произведения гениального художника за то время, которое он пробыл в клинике, становятся популярными. Мастера, ставшего в одночасье знаменитым, забрасывают предложениями галереи мира и частные коллекционеры. Но «мрачный норвежец», как его иногда называли современники, не спешил расставаться со своими детищами. Он не мог творить, не видя своих полотен.
     Художник Эдвард Мунк черпал все идеи внутри самого себя, пытаясь помочь своим творчеством другим людям разобраться в сложностях жизни и объяснить ее назначение. После 1900 года он создает коллекции портретов, становящиеся основным жанром в его творчестве. Это были запоминающиеся произведения, в которых исследовались тонкие струны человеческой души. Художник не писал на заказ портреты тех, кого плохо знал, а передача только внешнего сходства его не удовлетворяла.
     А вот поздний период творчества мастера многие критики признают самым неудачным. Эдвард Мунк, произведения которого были наполнены глубокими философскими идеями, но признаны слабыми в художественном плане, упорно работал в своей мастерской. Его стиль поменялся в худшую сторону, а картины, написанные грубыми мазками, разочаровывали своих поклонников. Известно, что автор страдал глазным заболеванием, из-за которого впоследствии он полностью прекратил работать. Умер Мунк в начале 1944 года, вблизи Осло, во время немецкой оккупации. Он не оставил после своей смерти учеников, ведь его самобытное творчество было слишком личным и субъективным.
     Одинокий и трудно сходившийся с людьми Эдвард Мунк, произведения которого свидетельствуют о его несомненном таланте, при жизни вызывал много разговоров о своем творчестве, на котором отразилась противоречивая личность автора. Не желавший расставаться с выстраданными полотнами и мечтавший слиться с ними воедино, Мунк продолжает жить в своих картинах, сделавших его бессмертным. "
Первоисточник

Меланхолия (1892)

     На картине изображен печальный молодой человек, сидящий, подперев голову рукой, на пустынном каменистом побережье, в котором узнается реальный осгорстраннский пейзаж. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Предполагается, что на становление его нового стиля повлияли работы Поля Гогена, которые он мог видеть во Франции. Герой картины — это близкий друг Мунка Яппе Нильсен, на момент написания картины вовлеченный в несчастливый роман с Одой Крог, супругой влиятельного художника Кристиана Крога. Впервые картина была представлена в 1891 году на Осенней выставке в Осло. Хвалебный отзыв дал картине Кристиан Крог, несмотря на некоторую щекотливость ситуации (он знал о романе жены с Яппе Нильсеном и о том, что на картине изображен именно Яппе): мэтр назвал Мунка «первым норвежским символистом» и художником, «достойным славы композитора». Другие критики были менее благосклонны. Эрик Вереншелль писал, что Мунк выставляет «незаконченные полотна, масло и пастель смешаны и размазаны по холсту, огромные участки которого… остаются незаполненными». Обозреватель «Афтенпостен» открыто высмеял картину, сравнив фигуру Яппе с «копченой колбасой».


Казимир Малевич

     Казимир Малевич родился 11 февраля 1879 года в Киеве Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению. Отец Казимира Малевича Северин Малевич (шляхтич Волынской губернии Житомирского уезда) и мать Людвика (Людвига Александровна, в девичестве Галиновская) обвенчались в Киеве 26 февраля 1878 года (по старому стилю). Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко в селе Пархомовка (Харьковской губернии). Мать Людвига Александровна (1858—1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок.
     Свои первые квадраты - красный и черный - Малевич написал в 1914 г, ("Но он (квадрат) еще не осознан самим художником" (Е,Ф. Ковтун) "Начало супрематизма"), и в 1915 г. Малевич пишет письмо Матюшину, который собирался переиздать рисунки к опере "Победа над солнцем" (Малевич исполнил эскизы декораций к этой опере): "Завеса изображает черный квадрат - зародыш всех возможностей, принимает при своем развитии страшную силу (подчеркнуто мной Л.П.) Он является родоначальником куба и шара (круг, заметьте, не упоминается Л.П.). Некоторые критики называли квадрат Малевича Джокондой XX века, что помогло мне обнаружить леонардовский квадрат - "зародыш всех возможностей". А гений Малевича-художника, который не раз заявлял, что черный квадрат - "нуль", "шаг за нуль", "смерть живописи" и т.д. оказался провидческим - его ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ символизирует смерть не живописи, а той России, в которой он жил. В этом и заключается его страшная сила.

Черный квадрат

     Картина была написана Малевичем летом и осенью 1915 года. По утверждению художника, он писал её несколько месяцев.Впоследствии Малевич написал несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Достоверно известно, что в период с 1915 по начало 1930-х годов Малевич создал четыре варианта «Чёрного Квадрата», которые различаются рисунком, фактурой и цветом. По утверждениям самого художника, «Квадрат» занимал центральное место в его творчестве. «Я долгое время не мог ни есть, ни спать» — говорил Малевич, — «и сам не понимал, что такое сделал». «Правая» художественная критика восприняла «Чёрный квадрат» как вызывающий антихристианский жест. Крупнейший на тот момент художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал сразу после выставки: "Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны." «Левая» критика поняла «Квадрат» так же, но реагировала на это восторженно.Сам Малевич в своих лекциях об искусстве называл «Квадрат» «Царственным Младенцем», тем самым сближая «Квадрат» с изображением Христа. В витебский период творчества интерпретация «Квадрата» изменилась. В листке УНОВИС № 1, вышедшего в Витебске 20 ноября 1920 года, говорилось: "Ниспровержение старого мира искусства да будет вычертано на ваших ладонях. Носите чёрный квадрат как знак мировой экономии."
     В дальнейшем некоторые исследователи связывали «Квадрат» с еврейскими мотивами в творчестве Малевича.Леонид Кацис в работе Идеология витебского Уновиса, Иерусалимский Храм и Талмуд возводит «Чёрный квадрат» к тфилину. Тфилин — ритуальный предмет, надеваемый иудеями при молитве. Понятно, что черный куб на черном фоне и даст нам искомый «черный квадрат на черном фоне".Тот же автор фиксирует факт ношения «чёрных квадратов» некоторыми участниками супрематистского движения. «Квадрат» временами противопоставляют т. н. «белому дракону», чистому листу без рисунка, имеющему символическое значение в даосизме. По поводу «Черного квадрата» написано огромное количество статей, книг и прочего, создано много картин, вдохновленных этой вещью, и чем больше проходит времени со дня ее написания, тем больше необходима нам эта загадка, не имеющая отгадки или, наоборот, имеющая их бесконечное количество». Уникальность картины Малевича состоит в том, что она имеет большое количество возможных интерпретаций.

Красный квадрат

     Картина Казимира Малевича, написанная в 1915 году. Назван на обороте «Женщина в двух измерениях». Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата. Отмечено, что «Красный квадрат», как и «Чёрный квадрат», обладает тем свойством, что площадь белого фона равна площади закрашенного квадрата. В рассказе Толстого «Записки сумасшедшего» описывается комната, где Фёдор начинает испытывать смертельную тоску: «Чисто выбеленная квадратная комнатка. Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой — красной». То есть, красный квадрат на белом фоне является, по сути, символом тоски. Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Чёрного квадрата», что «квадрат — чувство, белое пространство — пустота за этим чувством». Красный квадрат на белом фоне графически изображает страх смерти и пустоты.
Первоисточник

Трансформация квадрата