ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

"ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" часто путают с Черным квадратом, что, конечно, почетно, но неправильно. Черный квадрат - это только ворота в иные миры, причем ворота плоские и одномерные. "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" же есть трехмерное пространство, которое включает в себя п-количество миров и стилей, ограниченное только количеством авторов, представивших свои произведения.
Так-же не стоит путать "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" с Черной комнатой, в которой до сих пор все ищут драных черных кошек. В "ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ" время на это не тратят, здесь просто создают свою реальность, которая вам наплодит каких угодно кошек, если они вам так нужны. Неизменной и необходимой всегда остается лишь точка отсчета.
Вначале была кинопленка,
которая сама по себе уже есть загадочная вещь, к сожалению в наше время свободный доступ к кинопленке стал невозможен, кругом одно видео, цифра, весь процесс за тебя делает компьютер: кайф от технологии уже не тот, да и результат - нет того накала. Но стремление к созданию своего визуального мира, слава Богу, постоянно присутствует. А это всегда было главное в "ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ". Поэтому, хрен с ними, с этими носителями, целлулоидный он или магнитный, суть не в нем, а на нем. Он - лишь одно из отражений своего времени.
Так, что можете смотреть на чем угодно, лишь бы было что стоящего смотреть.
"ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" перешагнул свое десятилетие, хотя точный год основания этого кинофорума не знает никто. Прожженные параллельщики, герои квартирных показов, придумавшие "ЯЩИК", путаются в своих воспоминаниях. Называются самые невероятные даты и, кажется, что форум параллельного кино существовал и в 1980-х и в 90-х. Тем более не гоже сворачивать это мероприятие в начале 2000-х, несмотря на множащиеся вокруг кинофестивали. "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" имеет свои особенности - он никогда не был конкурсным мероприятием. Призы, которые получали участники, либо разыгрывались как в лотерее, либо выдавались всем авторам без разбора, поскольку в экспериментальном кинотворчестве все равны. Короткий метр (чтобы зритель не устал от концептуализма), малый бюджет, независимое производство - вот критерии, по которым отбирались и отбираются фильмы на форум. Прежде "ящичные" картины проявлялись в ванных комнатах, клеились ацетоном и чуть ли не лаком для волос, позже - монтировалист на бытовых видеомагнитофонах, еще позже - на домашних компьютерах, кому-то, пусть редко, но удавалось "развести" спонсоров на работу в приличной студии... Авторы создавали и продолжают создавать свои работы, потому что произвожство кино - это не привелегия денежных воротил или дряхлеющих членов СК, или персонажей актерско-клипмейкерской тусовки. Создание фильма - жизненная необходимость, как умение говорить и писать, и авторы многочисленных "ЧЕРНЫХ ЯЩИКОВ" с успехом доказывают это.
Владимир Костяков, активный участник "ЧЕРНЫХ ЯЩИКОВ", параллельщик со стажем, а ныне подданный Её Императорского Величества королевы Великобритании вспоминае первый "Ящик" и свою бурную киношную молодость:
"Диалог в форме монолога"

- А ну да! Тебе же интересно услышать о том небольшом эпизоде весной 90-го...
Позвонил Юфе, Женьке "Дебилу", попросил передать А.Мертвому и Саше Аникеенко, чтобы подгребли в ДК Володарского не к 6, а к 7 вечера. Котельников и Лёшка Попов уже знали.
16-ти мм. ролики крутились на проекторе "Украина-5" и показывались на натянутую простыню. В небольшом забитом зальце было не продохнуть от табачного дыма. Но знаешь, эти задымленные, пьяные времена с самопальными фестивалями в случайно выдуренных помещениях... в возрасте тянет на патетику... казались основным, в то время как в ДК, кинотеатрах и проч., шла параллельная жизнь, хотя будет не то, если не напомню тебе, что наши студии и лаборатории подпитывались за счет официальных. Прикидывая, сколько же человек до "ЧЕРНОГО ЯЩИКА" посмотрела классику: "Санитары - оборотни" (некрореалисты), - полагаю, что не более 300 - 500. Фильмы-ролики С.Аникеенко, мои, Женьки Кондратьева, Олега Маслова нужно было показывать и на большом экране.
Помню, доели у Юфы последнюю картошку, выпив чай, прикончив запасы сахара, разошлись уже под утро, - решили, что самое время поработать. Зарядил проявочный бачок пленкой, использованным уже ранее раствором начал проявлять черно-белую пленку, которую уже несколько дней обещал Маслову. А за стенами, под полом и над потолком обитатели Пушкинской 10 занимались своей нетленкой.

История
Возникновение "ЧЕРНОГО ЯЩИКА" окутано туманом, сведения о самом первом показе с таким названием противоречивы и запутанны. Достоверно известно, что в 1990-м году в ДК им. Володарского режиссером, сценаристом и художником Анатолием Крайневым был проведен первый фестиваль рараллельного кино в официальном учреждении. До этого были "квартирники", показывалось кино на сквотах, но впервые в городе Ленина параллельное кино ворвалось в стены культурного учреждения. Примечательно, что для столь необычных фильмов не нашлось настоящего киноэкрана и фильмы показывали на простынях, говорят, что они были чистыми, не заляпанными. Название "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" придумал художник Сергей Крайнев (брат Анатолия). Его вдохновил прибор, знакомый по урокам физики в средней школе, черный ящик, в котором таинственным, но научно объяснимым образом исчезает лучь света. Он также имел в виду ящик фокусника, из которого ловкий иллюзионист извлекает всевозможные таинственные предметы. В наши дни многочисленных техногенных катастроф "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" связывают с бортовым самописцем в самолетах, записи которого, как и многие экспериментальные фильмы, нуждаются в кропотливой расшифровке.
С 1990 по 1994 "ЯЩИК" ежегодно провоходил в культурных местах города: ДК Володарского, ДК Ленсовета, Рок Клубе. Подготовкой форума занимались Игорь Ганкин, всю сознательную жизнь пишущий один бесконечный киносценарий и Александр Щербоносов - режиссер, оператор и, в настоящий момент, президент Форума экспериментального киноискусства. В смутных капиталистических 1995-1997 годах "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" не проводился. Прежняя система народных киностудий с халявной кинопленкой и проявкой, с дешёвым съёмочным оборудованием рухнула, а новые технологии ещё не вошли в повседневную жизнь и недостаточно завладели творческими умами. В 1998 году к организационной работе подключился Алексей Попов - режиссер, журналист, DJ и, в настоящее время, директор Форума. "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" был возрожден в мае 1998 года на базе Модного Клуба "Грибоедов", в конце 1990-х места действительно модного и посещаемого продвинутой молодежью. Его показы сопровождаются лекцией, специальным диджейским миксом или игрой приглашенных музыкантов и проходят в непринужденной клубной обстановке вышеназванного клуба в Петербурге, клубах "Gloria" и "Semifinal" в Хельсинки и других хороших местах.

5 июня 2005 года в клубе "Грибоедов" пройдёт фестиваль видеоарта "Чёрный Ящик", организованный "КиноКультПросветом". Как всегда, отбор фильмов будет демократически-тоталитарным - мы покажем всё, что нам самим понравится. У вас ещё есть время, стать участником "Чёрного Ящика" - пишите на electrodrug@narod.ru. Внимание: Желающие пройти на фестиваль бесплатно получат проходки, написав письмо на тот же адрес. Укажите имя, фамилию, возраст, любимого режиссёра и любимые фильмы. Если ваши вкусы совпадут с нашими, мы будем рады видеть своих единомышлеников.

КиноКультПросвет




Сайт создан в системе uCoz