Моя специфика - независимое кино с уклоном в
альтернативу, потому что мне интересно экспериментальное кино, - то есть опыты с
изображением, форматами, формами. Кино достаточно назвать независимым хотя бы
потому, что по форме финансирования я обхожусь собственными средствами, - или
средствами знакомых-спонсоров, которые дают деньги, не требуя ничего взамен
(просто им самим нравится доступным для них образом участвовать в создании
фильма).
В своей работе я
пользуюсь всякими, так сказать, мощностями, доступными из ближайшего окружения:
студия Института кино и телевидения, студия Ленфильма, средства
профессионального кино. Конечно, если бы в моем распоряжении была более широкая
материальная база, можно было бы снимать "американского" типа кино, с
приятностями вроде пленки "Kodak", огромных массовок, заокеанских звезд, тонущих
"Титаников" и больших гонораров. Как ни банально это звучит, но в принципе,
вопрос упирается именно в средства. Я бы снял что-то глобальное, масштабное, -
задумки есть. Но, как ни странно, моя фантазия работает в зависимости от
возможностей. Я не фантазирую, положим: "О, здорово, если бы у меня вот здесь
рухнул самолет", - пусть он сначала для меня взлетит.
Моя позиция
как альтернативщика заключается в том, что именно независимое кино дает свободу
творчества. С другой стороны, оно, к сожалению, ограничивает в выборе носителя,
то есть технических ресурсов. С одной стороны, у меня нет никаких редакторов
(политических и т.д.), но нет и полной свободы - снимать кого хочу и на что
хочу. Вероятно, театральный режиссер более свободен в независимых проектах, чем
режиссер кино или телевидения, который ограничен прежде всего техникой. Хотя,
конечно, отнюдь не каждый театральный режиссер может позволить по своему желанию
одеть актеров в парчу и бархат… Поэтому для меня важно содержание совместить с
возможностями. Чтобы, грубо говоря, изображаемое слилось с теми носителями,
которые изображают (в данном случае - камера, пленка, весь, собственно, антураж
проекта). В противном случае получаются хилые попытки перенять американский
стиль: там, где у них бьется десяток "Мерседесов", у нас грохается "Жигуль". Не
лучше ли снимать свое, специфическое кино? "Экшн" мы сделать не в состоянии
априори, повторять Голливуд - нет денег, хотя в меру сил это периодически
пытаются сделать. А я не собираюсь повторять ни Голливуд, ни Мосфильм, ни
Ленфильм, но высказываться в рамках, доступных мне.
Нередко
приходиться слышать рассуждения о будущем независимого кино в ключе "его априори
не может быть, потому что нет и независимости"… Я всё же думаю, что независимое
кино будет развиваться вширь и вглубь. По существу, уже теперь многие могут
позволить себе пробрести цифровую камеру и компьютер для монтажа и получать
изображение вполне сносного качества. Так что у молодых людей теперь множество
возможностей для старта.
Дарья Рутацвели
(Интервью для газеты "Деловая
неделя")