Франция обязана своей "Новой волной" критикам и киноведам из "Сahiers du cinema", которые начали не только описывать кино, но и практически теоретизировать, то есть снимать; в Германии "Молодое кино" возникло примерно по этому же принципу. В Великобритании появились объединённые манифестом Ричардсон, Рейш, Андерсон и прочие "рассерженные".
В США - интереснейшая нью-йоркская андерграундная школа.
Всё это непосредственно связано с понятием "независимое кино". Понятно, что в СССР такое кино деформировал тоталитарный проект, а в перестроечной России его просто не могло быть, поскольку отсутствовала необходимая социально ответственная художественная среда. Теперь кино это у нас есть, о чём красноречиво заявляет своими многолетними программами фестиваль "Sтык".
Часто спрашивают: от чего независимо "независимое кино"? - От денег (его снимают на свои - ибо кинопроизводство и монтаж подешевели). - От инвесторов и их идиотских прихотей - поэтому оно идеологически абсолютно свободно. - От громоздкого студийного инвентаря. - От стандартов, навязанных ортодоксальными школами, застаревшей и тянущей назад традицией (её творчески демонтировали харизматические авангардисты-бодхисаттвы Базен, Уорхол, Йонас Мекас).
У нас теперь есть абсолютно всё (доступные цифровые камеры, нелинейный монтаж, за исключением, может быть, проката и тиражирования для последующих видеопродаж и дистрибуции) для того, чтобы с нами приключилось то же самое, что и во всей Центральной Европе 40-50 лет назад. В России наши активисты - люди сontemporary art - начали и доведут до конца работу окончательного обновления отечественного кинематографа и сыграют, таким образом, роль западных интеллектуалов-буквоедов 60-х, ворвавшихся в мировой кинематограф и "взорвавших" его изнутри - ему во славу!
Питер Гринуей, Дэвид Линч, Дерек Джармен не были по образованию режиссёрами, но были ими по существу - причём гениальными. Чтобы делать кино, этому не надо учиться в традиционном смысле: кино нужно чувствовать и уметь это выражать, если художник обладает безукоризненным ощущением формы и содержания.
В ранних культовых "мусорных" киноподелках новозеландца Питера Джексона коловращались отрубленные части человеческих, и не только, тел, кровь разбрызгивалась, как из разбитых стиральных машин, работающих на полном ходу, а "вонючие ублюдки" уничтожались, как трухлявые шампиньоны, вознесённой на высоту бедра Положительного Героя газонокосилкой. Кто мог бы предсказать этому "вечному второгоднику", режиссёру категории "С", хоть какое-то вразумительное будущее? - Однако он теперь снимает вещи с бюджетом покруче, чем Камерон с его "Титаником", и ещё не скоро будут сделаны фильмы, более масштабные и капиталоёмкие, чем последние три части "Властелина колец". А ведь ничему вроде специально этот Джексон не учился, просто тусовался на съёмочных и монтажных площадках, где походя постигал своё нехилое мастерство.
И это последнее, что я хотел сказать перед тем, как констатировать: в России уже несколько лет как родилась и набирает свою упругую и порой непредсказуемую мощь новая (сверхновая!) кино-волна.
P.S. А тот факт, что об этом пишут лишь хроникёры в газетах и несколько арт-журналов, свидетельствует об одном: российские кинокритики не только не смогли (и, видимо, уже окончательно опоздали) создать своё "европейское" кино, но ещё вдобавок ко всему они не видят и видеть не хо-тят действительно значимые, программирующие Будущее Нового Кино, всходы, что родятся не из их среды.
Сергей Сальников - директор фестиваля "СТЫК"