Франция обязана своей "Новой волной" критикам и киноведам из "Сahiers du cinema", которые начали не только описывать кино, но и практически теоретизировать, то есть снимать; в Германии "Молодое кино" возникло примерно по этому же принципу. В Великобритании появились объединённые манифестом Ричардсон, Рейш, Андерсон и прочие "рассерженные".
    В США - интереснейшая нью-йоркская андерграундная школа.
    Всё это непосредственно связано с понятием "независимое кино". Понятно, что в СССР такое кино деформировал тоталитарный проект, а в перестроечной России его просто не могло быть, поскольку отсутствовала необходимая социально ответственная художественная среда. Теперь кино это у нас есть, о чём красноречиво заявляет своими многолетними программами фестиваль "Sтык".
    Часто спрашивают: от чего независимо "независимое кино"? - От денег (его  снимают на свои - ибо кинопроизводство и монтаж подешевели). - От инвесторов и их идиотских прихотей - поэтому оно идеологически абсолютно свободно. - От громоздкого студийного инвентаря. - От стандартов, навязанных  ортодоксальными школами, застаревшей и тянущей назад традицией (её творчески демонтировали харизматические авангардисты-бодхисаттвы Базен, Уорхол, Йонас Мекас).
    У нас теперь есть абсолютно всё (доступные цифровые камеры, нелинейный монтаж, за исключением, может быть,  проката и тиражирования для последующих видеопродаж и дистрибуции) для того, чтобы с нами приключилось то же самое, что и во всей Центральной Европе 40-50 лет назад. В России наши активисты - люди сontemporary art - начали и доведут до конца работу окончательного обновления отечественного кинематографа и сыграют, таким образом, роль западных интеллектуалов-буквоедов 60-х, ворвавшихся в мировой кинематограф и "взорвавших" его изнутри - ему во славу!
    Питер Гринуей, Дэвид Линч, Дерек Джармен не были по образованию режиссёрами, но были ими по существу - причём гениальными. Чтобы делать кино, этому не надо учиться в традиционном смысле: кино нужно чувствовать и уметь это выражать, если художник обладает безукоризненным ощущением формы и содержания.
    В ранних культовых "мусорных" киноподелках новозеландца Питера Джексона коловращались отрубленные части человеческих, и не только, тел, кровь разбрызгивалась, как из разбитых стиральных машин, работающих на полном ходу, а "вонючие ублюдки" уничтожались, как трухлявые шампиньоны, вознесённой на высоту бедра Положительного Героя газонокосилкой. Кто мог бы предсказать этому "вечному второгоднику", режиссёру категории "С", хоть какое-то вразумительное будущее? - Однако он теперь снимает вещи с бюджетом покруче, чем Камерон с его "Титаником", и ещё не скоро будут сделаны фильмы, более масштабные и капиталоёмкие, чем  последние три части "Властелина колец". А ведь ничему вроде специально этот Джексон не учился, просто тусовался на съёмочных и монтажных площадках, где походя постигал своё нехилое мастерство.
    И это последнее, что я хотел сказать перед тем, как констатировать: в России уже несколько лет как родилась и набирает свою упругую и порой непредсказуемую мощь новая (сверхновая!) кино-волна
    P.S. А тот факт, что об этом пишут лишь хроникёры в газетах и несколько арт-журналов, свидетельствует об одном: российские кинокритики не только не смогли (и, видимо, уже окончательно опоздали) создать своё "европейское" кино, но ещё вдобавок ко всему они не видят и видеть не хо-тят действительно значимые, программирующие Будущее Нового Кино, всходы, что родятся не из их среды.
 
Сергей Сальников - директор фестиваля "СТЫК"
 
Ян Шванкмаер, Аки и Мики Каурисмяки, Феллини, Антониони, Ким Ки Дук, Фридрик Тор Фридриксон, Питер Гринуэй, Йос Стеллинг, Питер Джексон, Джим Моррисон, Том Тыквер, Дерек Джармен, Светлана Баскова, Олег Мавроматти, Вим Вендерс, Вернер Херцог, Роберт Родригес, братья Вачовски, братья Квай, Квентин Тарантино, Денис Бойл - специального кинообразования не получили, диплома кинематографиста не имеют.
Манифестъ
Сверхновая русская киноволна