30 апреля 2005 года начался и завершился первый Фестиваль современного искусства "Откат". Организаторы фестиваля пошли на смелый эксперимент, решившись соединить современное актуальное искусство с квартирными выставками 70-х, для чего была выбрана восьмикомнатная квартира в центре города с видом на Никольский собор. Мне
кажется, ни одна из квартирных выставок былого не видела столько молодых людей, снующих по длинным коридорамв постоянном броуновском движении из комнаты в комнату, где в режиме нон-стопа проходили различные действия: в огромной коммунальной кухне на импровизированной сцене читали свои вирши поэты-авангардисты, в разных залах, как в каком-нибудь навороченном мультиплексе, крутились фильмы и видеоарт, перформеры и концептуалисты расположились в проходах, ванной комнате и... даже в туалете. Словом, жизнь и творчество бурлили везде!
Вот что рассказал нам один из организаторов фестиваля накануне его открытия.
Почему, все-таки, фестиваль называется "Откат"? Сейчас обычно этим словом обозначают долю от большой сделки, причем полученную неофициально…
Да, а еще «откат» - это движение пушечного затвора в сторону, противоположную выстрелу. А «вилы» - это не когда все плохо, а такое сельхозорудие…. В общем, для нас откат – это движение в сторону недавнего прошлого: к знаменитым квартирным выставкам. Это что касается формы, говоря же о содержании или точнее идее фестиваля, то это возвращение к искусству ради искусства, ради интересных художественных открытий, а не только материальных инвестиций. Возвращение ко времени, когда авторов больше интересовало само искусство, а не технология его продажи. Здесь важно понять, что мы не противники продажи произведений искусства за хорошие деньги – это был бы полный кретинизм и абсурд. Речь идет о том, что сейчас у многих основная движущая сила для создания какого-либо произведения – это как «сделать» его так, чтобы за него больше заплатили
- Расскажите, пожалуйста, про квартиру: она, наверно, с видом, камином, паркетами... Не жалко?
Собственно, с квартиры все и началось. Я слышал о ее существовании уже достаточно давно, но пока не оказался там, не думал, что мне будет интересно что-то там сделать. Там стоит побывать: вид на Николу Морского, сразу вспоминаются и Ахматова, и Галич, а пока ты ходишь по самой квартире, не дает покоя мысль, что в ней жил когда-то хозяин всего дома… Смотришь: вот его сейф, а вдруг там драгметаллы его жены? Читаешь по квартире ее историю: вон там анфилада была, а эта стена более поздняя. Или вот, когда жильцов уплотнили, они выгородили угол для взрослого сына…А у камина в блокаду бабулька грела свои руки. А теперь все в Рыбацком…
- Наверняка какие-то фестивальные действа предназначены только для этих стен. И что же, кроме зрителей "Отката", их никто никогда не увидит, или когда-нибудь появится, например, фильм "Откат"?
Специально для этих стен предназначен в принципе весь фестиваль, он неотделим от пространства квартиры, и, конечно, кроме присутствующих, его никто больше не увидит. Неповторимость – это же замечательно! А фильм, наверное, появится, но он скорее всего будет наш и для нас, такое нечеткое трясущееся домашнее видео, исключительно ДСП (для служебного пользования).
- Классический советский квартирник имел очень неопределенные временные рамки. И частенько акция затягивалась, зрители оставались погостить…Что организаторы будут делать в том случае, если кто-то из зрителей или участников не захочет покидать помещение?
Мы цивилизованные и законопослушные граждане, и не хотим злоупотреблять гостеприимством дома. Участников и зрителей, которые не очистят помещение в положенный срок, будем связывать скотчем и выкатывать за порог.
Вопросы – Ирина Кельнер.
|
|