![]() | ![]() | ![]() |
Прежде чем назначить время встречи, актриса Наталья Суркова предупредила: " Со времени съемок прошло много лет, и от той девочки, с которой Вы хотели бы поговорить, ничего не осталось". На всякий случай я ей не поверил, и оказался прав. А.А. Наташа, расскажите, пожалуйста, как Вы получили эту роль? Н.С. Очень просто: я тогда работала в театре-студии "Нео", где считалась "так себе актриской", мечтала о больших ролях, и, если честно, не знала, куда девать бьющую через край энергию. А Дима Фролов - тоже одно время работал у нас в театре. Числился он, между прочим, человеком, в отличие от меня, очень серьезным и перспективным. Поэтому, когда мы с ним подружились, многие были удивлены. А.А. А Вы сами - не удивились? Н.С. Ни чуточки. К тому времени два Димы - Фролов и Шибанов уже были друзьями. А я с Шибановым с 13-и лет знакома, вместе еще в пионерском театре "Улыбка" занимались. Так что в гости к Фролову меня однажды привел Шибанов. Я, кажется, даже не знала, что Фролов давно снимает кино, или - что-то такое слышала, но не придала значения. Но когда я увидела его работы - была поражена тем, насколько они оказались близки моему собственному мироощущению. А.А. И Фролов тут же предложил Вам роль? Н.С. Не в тот вечер, но - вскоре. Разумеется, сама напросилась. Отчасти. А.А. Так вот взяли, и напросились? Н.С. Вот именно. Очень уж захотелось с ним поработать всерьез. До этого он кое-что снимал у нас в театре, но там я - либо поворачивалась по команде режиссера и - все, либо - просто дурачилась перед камерой. А тут - сидим на кухне, выходим покурить на лестницу, разговариваем. Нормальная такая молодежная вечеринка тех лет. Так что предложение задействовать меня в кино родилось самым естественным образом…Оказалось, Димке до зарезу была нужна актриса для нового фильма. Это и была "Клоунада". А я - просто вовремя подвернулась под руку (смеется). А.А. Вы хотите сказать, что Фролов был готов снять кого угодно, не принимая в расчет ни внешность, ни одаренность? Н.С. Ну, о моей "одаренности" в тот момент легенды ходили. Из театра не гнали из жалости. Да, представьте себе, был такой эпизод в творческой биографии - считалась чуть не профнепригодной. Димка меня на площадке-то почти не видел - так редко меня туда выпускали, походить за кого-нибудь из отсутствующих по уважительной причине актрис. А про внешность - лучше помолчим. Я готова была на себя руки наложить, настолько редкой уродиной себя считала. А ведь в театре у нас работали та-акие красотки, что - мама не горюй. А.А. Очевидно, после первых просмотров "Клоунады" Вы изменили свое мнение? Н.С. Отчасти. Но, знаете, комплексы неполноценности - они твари живучие, сопротивляются отчаянно…Да и где Вы видели женщину, всецело довольную собственной внешностью? На кладбище? А.А. И тем не менее, Вы с легкостью разделись перед камерой. Н.С. С легкостью? Фролов с Шибановым, наверное, ту съемку до сих пор вспоминают, как кошмарный сон! Это ж было в 89-м! Сейчас-то народ ко всему привык, а тогда эротика была чем-то запредельно заграничным, еще полузапретным, щекотливым… А.А. Но Вы все-таки рискнули! Н.С. А куда деваться-то было?(смеется) Димки меня на "слабо" взяли, а слову своему я все-таки хозяйка. Да и интересно было. Правда, одно условие я тогда Фролову поставила: вначале показать мне материал, приватно, а потом - либо оставлять сцену в фильме, либо - сжигать пленку. А.А. Да ну? И Фролов на это согласился? Н.С. Да, согласился. Потому что не дурак и не сволочь. Как только забрал материал из проявки, позвонил. Мы сели вдвоем, включили проектор...Если бы я сказала "сжигаем!", послушался бы. А перед этим я им с Шибановым каждый день допрос с пристрастием учиняла: не пала ли девушка в их мужских глазах ниже проститутки, да уважают ли они меня по-прежнему. Вам - смешно, а мне в те две недели не до смеха было: мало того, что чуть не первой в отечественном кинематографе перед камерой в натуральном виде порезвилась, так еще - я ж - уродина, ЧТО же я увижу на экране-то, - крокодила без юбки? А.А. И что же Вы увидели? Н.С. Очевидно, то же самое, что и все остальные. (смеется) А.А. Наверное, тот съемочный день сыграл важную роль в Вашей женской жизни? Н.С. Во-первых, не день, а ночь. А во-вторых, при чем тут личные дела? После такого экстрима мне лирика стала даваться гораздо легче. Не сопливая, надуманная, ходульная, а - настоящая. Та, которая без плоти и крови - немыслима. Не перешагнула бы в ту ночь через себя, - не было бы ни Нины Заречной, ни Настеньки, ни фрекен Жюли. Моих любимых работ - не было бы, представляете? И даже "Блюз для мамы и дочки" я бы могла завалить, современную пьесу для старшеклассников. Премьера, между прочим, была в 93-м, и тогда крик Сью "Я беременна!" - зал просто взрывал. Даже сейчас, и то - подростки на него всегда реагируют, хоть уже и не так бурно. А до "Клоунады" мне страшно было мини-юбку на сцену надеть, какие уж тут откровенные монологи про беременности и аборты…Так что я в "Клоунаде" родилась, как актриса, можно сказать. А.А. А как коллеги реагировали? Н.С. Всякое было: и шептались за спиной, и в глаза укоряли. Только мне все это было - до лампочки. Тех, кто сплетничал - я сама не слышала, а лично претензии к "облико морале" предъявляли почему-то только те актрисы, которых раздевать можно только в фильме ужасов. А.А. Думаете, причиной была зависть? Н.С. И зависть - тоже. Хотя чаще - глупость и бестактность, да желание самоутвердиться за чужой счет. Мол, я - такая вся из себя правильная, чистая, целомудренная, а вот - на ней клейма ставить негде…Хотя в жизни я - просто ас платонических отношений. А.А. Да ну? Н.С. Ну да! И хватит о личной жизни, эту тему я обсуждать не намерена. А.А. Наверное, Вам было обидно все эти годы, что фильм все еще не вышел? Н.С. Нет. Были другие фильмы, спектакли. Я не умею жить прошлым. "Клоунаду" не пересматривала очень давно. Знала, что - хорошее кино мы тогда сделали…Зато недавно поставила кассету, и - обалдела: за прошедшие годы фильм не то, что не устарел, он - лучше стал! В 89-м все-таки Хармс был зачитан до дыр всеми, кому не лень. Потом поднадоел, приелся массам. И сегодня "Клоунада" воспринимается спокойнее и глубже: творческий порыв аккумулирует зрителя, а злободневности, игры на популярности тем - нет и в помине. Поэтому все подтексты - читаются с легкостью. И - эта блистательная юность лиц! Все-таки пленка любит молодость, что ни говори. (Вздыхает) И Хармс - любит молодость. Никакое мастерство тех горящих глаз не заменит… А.А. Ну, до старости Вам еще далеко. Н.С. Разумеется! А.А. А надежда, что фильм принесет Вам признание, есть? Н.С. Как говорится, надежда умирает последней…Но, знаете, главное все-таки, что труды не пропали даром, и картина все-таки получилась. А все остальное - круги на воде. Доброе слово, конечно, и кошке приятно, но - не более. Вот если бы можно было сесть в машину времени, и опять - оказаться в 89-м… А.А. Чтобы сыграть лучше? Н.С. Нет. Чтобы еще раз прожить те месяцы. Ни секунды бы не изменила!!! Как мы тогда интересно жили! Можно было до 6-и утра висеть на телефоне, читая друг другу Хармса; бросаться в съемку, как в омут - с головой, без опыта, на одной природе и амбициях; каждый день придумывать что-то новенькое, свеженькое - то костюм императрицы из старого пододеяльника сварганить, то приспособить для роли бабушкино пальто…Денег-то было негусто, выкручивались, как удавы. Ой, кажется, я впадаю в ностальгию! А.А. Ни за что не поверю, что у Вас нет тысячи новых замыслов! Н.С. И - зря! Есть несколько задумок, и это - очень плохо, что - не одна. Умение не распыляться, не садиться на два стула сразу, на мой взгляд, очень важное качество для творческого человека. Но о том, что еще даже в голове не сформировано пока, я говорить не буду. Рано. Вот когда сделаю хоть что-нибудь - милости прошу, потреплемся. А.А. А с Фроловым Вы еще будете работать? Н.С. Куда я денусь с подводной лодки! Андрей Александров.
|