Андрей Куклин родился в 1968 году в Ленинграде. Окончил Ленинградский институт киноинженеров (ныне С-Петербургский Государственный Университет кино и телевидения) в 1990 году. Ещё будучи студентом начал снимать на базе киностудии "ЛИКИ-фильм" свою первую картину "Куранта" (закончена в 1998 году). Профессиональный фотограф, режиссер независимого кино.
Краткая фильмография:
1996 Предстояние (47 мин.)
1998 Куранта (17 мин.)
"Фотоработы Андрея Куклина позволяют взглянуть на окружающий мир с неожиданной стороны. Его камера укрупняет детали обветшавшей петербургской архитектуры, розаны ограды, съеденной ржавчиной, чувственные извивы модерна.
Черно-белая фотографика Куклина выявляет аскетическую красоту природы и вещественного мира, даёт пищу размышлениям о красоте и вечности.
Некоторые абстрактные работы фотохудожника поднимаются до вершины символа, размытые, сиюминутные отражения в воде каналов не дают забыть о бренности человеческого существования. Небо и земля, природа и город живут своей жизнью в фотографике Андрея Куклина."
Александр Поздняков
Искусствовед
"Предстояние" - мой первый документальный полнометражный фильм. Это наблюдение за жизнью православной рок-группы "Бродячий оркестр" (лидер группы Дмитрий Пантин) и размышление о возможности пути исповедничества и проповедничества, избранного музыкантами. Работа над ним начиналась в 1992 - 93 годах, а закончен он был в 1996 году.
Фильм был снят на средства автора, небольшую сумму внесли музыканты... Фильм был снят в формате Супер VHS, но часть съемок была осуществлена на негативе 35 мм.
Один час монтажа на линейке Супер VHS стоил 5-7 $ в час, кассета Супер VHS 12-20 $, перевод негатива на видео - 60 $ за час работы. В период работы над фильмом я служил микрофотографом в геологоразведочном институте (ВНИГРИ), занимался другими видами фотографии. Затем работал плотником в строительной фирме и в театральных мастерских. Приходилось отказывать себе во всём необходимом.
Путь к зрителю независимого фильма. Крупные телевизионные компании с неодобрением относятся к формату Супер VHS, мотивируя это несоответствием данного формата существующим стандартам качества телевизионного изображения.
Но главным препятствием для продвижения фильма было то, что по мнению представителей телеканалов и прокатных организаций фильм ориентирован на узкий круг любителей кино и вряд ли заинтересует массового зрителя.
Что получилось. Фильм был показан по каналу ТВ-3 в 1997 году. В 1998 он демонстрировался на кинофоруме "Золотой Витязь". Фильм также побывал в ряде галлерей С-Петербурга (Центральный выставочный зал "Манеж", галлерея "Борей", клуб "Фиш-Фабрик" и в некоторых других), в Университете кино и телевидения. Было много интересных встреч, связанных с фильмом, обсуждений, дискуссий.
Для меня как для автора было важно то, что мне удалось пройти путь от замысла глубоко личного, без редакторского или продюссерского вмешательства до публичных показов и, что особенно важно, до эфира.
Что не получилось. Фильм не стал объектом широкой критики, не был востребован большим числом телеканалов и прокатными организациями, не вернул средств, потраченных на его производство, не говоря уже о прибыли. Трудоёмкость и длительность процесса надолго отбили у меня охоту продолжать снимать подобным образом.
Моральный аспект. Стоит ли продолжать работать в столь тяжелых условиях? Мы (я и сорежиссер и оператор
Дмитрий Фролов, тоже режиссер независимого кино) получили образование, наработали навыки, какие-то связи, нас встречали люди, которые чем могли помогали и помогают. Возможно, давались силы свыше, так как фильм был закончен без спонсорского и государственного финансирования.
Меня как режиссера привлекает метод кинонаблюдения, когда происходит неспешная фиксация эмоций и переживаний героя втечение длительного времени. А это возможно почти исключительно в рамках независимого кинопроекта. Независимое кино является одним из путей глубоко-лично-субъективного восприятия действительности, радикальности средств выражения. А возможно, кому-то позволяет пройти свой путь честно.
Андрей Куклин, СПБ, 2003