Rambler's Top100
Развитие малобюджетного кино

Между концом 70-х и началом 90-х годов несколько талантливых независимых кинематографистов (John Sayles, Spike Lee, Victor Nunez, David Lynch, Jim Jarmusch, Wayne Wang, Gus Van Sant) сняли первые малобюджетные фильмы.

Движение ультра-малобюджетного кино началось в середине 90-х. Из того, что мы видели: "Эль Мариачи" Роберта Родригеса ($7 225). Другие - "Законы притяжения" Ника Гомеза ($38 000) и "The Living End" Грегга Аракиса ($22 769). Все эти фильмы были завершены в 1992 году, с успехом прошли на фестивалях и в кинотеатральном прокате и стали началом карьеры их авторов. Так началась волна "безденежного, но очень творческого кино", которая покатилась по США, Англии, Канаде, Австралии. На фестивале Санданс (США) в ноябре 1994 года отборочная комиссия объявила, что из 16 фильмов, взятых на конкурс из сотен заявок, половина - микробюджетные фильмы. Еще несколько ультра-малобюджетных фильмов шло в неконкурсной программе. Это было знаком перехода независимого кино от эры относительно высокобюджетного (до $1 миллиона) офф-Голливуда до рассматриваемого нами офф-офф-Голливуда.

Когда после покупки "Эль Мариачи" "Коламбия Пикчерс" подписала с Родригесом двухлетний контракт как со сценаристом/режиссером, Родригес спросил, что они понимают под малым бюджетом. "Семь миллионов", - ответила "Коламбия". "Я сказал им, что за эти деньги могу сдеалать одну тысячу "Эль Мариачи". Тогда у меня хватит фильмов, чтобы заполнить собственный кабельный канальчик".

Сначала малобюджетные фильмы снимали на кинопленку. Средняя стоимость производства и частично пост-производства была $50,000-$60,000. "В феврале 1998 в наш центр был представлен первый цифровой фильм "Последняя трансляция" (The Last Broadcast), который стоил менее $1000. Он был снят на цифровую видеокамеру и смонтирован и озвучен на персональном компьютере".

В мае 1998 на Каннском фестивале был показан новый фильм датского режиссера Ларса фон Триера "Идиоты" (The Idiots). В отличие от предыдущих фильмов Триера - "Европы" и "Разбивая волны" - которые снимались на 35мм пленке, "Идиоты" фиксировались на видео, а затем перегонялись на 35 мм. Другой фильм из этой же конкурсной программы - "Празднование" (Festen) Томаса Винтерберга - снимался на видеокамеру размером с небольшую книжку. 5-6 таких камер можно увидеть в руках родителей на любом киевском школьном празднике, где они снимают своих любимых деток. "Празднование" получило специальный приз жури, хорошую оценку критиков и было продано в прокат в 35 стран. С этого момента цифровое видео стало быстро распространяться среди кинематографистов. В 1998 году на кинофестивале в Торонто демонстрировалось 4 фильма, сняты на цифру. В 1999 Роттердамский кинофестиваль посвятил этому феномену специальную программу. Многие цифровые фильмы получили широкий кинотеатральный прокат (The Celebration, Windhorse, The Cruise, Saltmen of Tibet, The Idiots).

Итак, "снять игровой фильм еще никогда не было так просто и доступно!" Это называют сенсацией - благодаря новым технологиям можно снять качественный фильм всего за несколько тысяч долларов. Независимые кинематографисты получили новый стимул. Больше не нужно изнурительно подстраиваться под тех, кто дает тебе деньги. Ты сам все решаешь. Вместо того чтобы тратить месяцы на поиски финансирования, можно потратить их на оттачивание диалогов, репетиции с актерами и создание по-настоящему классного кино. "Из-за того, что цифровое видео (DV) такое дешевое, кинематографисты могут снимать больше, экспериментировать смелее и совершенствоваться". Главное тут - реально оценивать ситуацию. Скотт Сандерс, автор фильма "Потерянные слова" (The Lost Words), снятого на Hi-8 (Sony V-5000), а затем переведенного на кинопленку: "Всё, начиная от изображения, операторского стиля, построения сюжета, задумывалось с учетом того, что я буду снимать на видео. Идея заключалась в том, чтобы не притворяться, будто у меня есть эта дорогущая кинопленка, а извлекать выгоды из видео. Основная причина, по которой я хотел снимать "Потерянные слова" на видео - то, что фильм был создан". "Потерянные слова" получили серебряную медаль на Международном кинофестивале в Португалии, приз за лучший дебютный полнометражный фильм на Саффолкском фестивале и второе место среди зрительских симпатий на Мюнхенском кинофестивале (первое место было у "Эль Мариачи" Родригеса).

Сегодня много теплых, подкрепляющих кинематографический дух и амбиции слов, говорит независимым Роттердамский фестиваль, который "поддерживает молодых режиссеров в мире, где все больше доминирует мейнстрим". "Мы на стороне фильмов, созданных талантливыми ребятами, старающимися найти свой, непохожий ни на кого, голос для рассказа про свою, не похожую ни на что, социальную и культурную среду. Даже если фильмы не совершенны, вы почувствуете, что они созданы людьми, делающими что-то свое, личное". (Директор фестиваля Саймон Филд, программка 29 Международного Роттердамского фестиваля 1999) Каждый год около 15 не похожих ни на кого режиссеров получают три приза по 10 000$ плюс прокат в Голландии и показ на голландском телеканале VPRO.

Дебоширфильм

Рождение кино

Беседа с Йонасом Мекасом о кино американского андерграунда



Сайт создан в системе uCoz