Фильм "10 минут тишины" - это революционно как минимум. Для
кинематографа России, это уж - точно. Многие зрители сейчас
подумали, что, находясь в зале, они слушают 10 минут тишины,
на самом же деле, им была представлена визуализированная
тишина.
Подобное в 60-е годы сделал Джон Кейдж, написав композицию
4:33: при полном собрании зала в консерватории, при идеальном
параде всех музыкантов, собравшихся на сцене, - люди в течение
4 минут 33 секунд слышали тишину. И это был переворот в
искусстве 20 века. То же самое в области кино нам только что
продемонстрировал Фролов в своем фильме "10 минут тишины". Мы
их видели, эти 10 минут тишины!
Что такое не-тишина для кино? Это то же самое, что не-тишина
для звука. Чаще всего мы не слышим мелодии, не слышим то, что
действительно является
музыкой. Когда мы включаем МТВ, разве мы слышим музыку? Нет,
мы слышим мусор вперемешку с рекламой, которая тоже мусор, -
то есть, это удвоенный, перемешанный винегрет мусора.
Когда мы выходим на улицу, мы слышим шум автомобилей, крики
неудовлетворенных жизнью, торопящихся на работу граждан. Мы
слышим шум фабрик, где корпят люди-муравьи, которым
вдалбливают, что они здесь только работают, а когда рабочий
день закончен, они смогут провести время так же, как буржуа,
получить те же удовольствия. На самом деле, все это обман,
потому что реально они себе этого позволить не могут... И все
это - звуки, которые являются великим обманом.
Это и иллюзия новостей, которые что неделю тому назад, что
сегодня, не
меняются. Некий звуковой шум, соответственно мусор, потому что
они не являются
новостями. Когда вы слушаете политиков, вы слушаете ложь,
потому что они не говорят
вам, что будет завтра. Они не говорят о своих реальных
намерениях. Это опять звуки лжи.
И сколько же такой лжи вокруг!
Кино - это визуальный вид искусства, где слова и музыка играют
подчиненную роль, и лучше б они ее вообще не играли. Самые
лучшие фильмы - немые,
потому что они дают возможность кинематографу существовать в
незамутненном, совершено очищенном виде. Что нам Фролов и
продемонстрировал: чистое визуальное молчание. Ведь мусора
вокруг не только звукового достаточно, но и визуально полно.
Много ли лиц, смотря на которые, мы получаем удовольствие? Да
большинство из них отвратительны, потому что это лживые люди.
Беспокойство, психопатия человеческих лиц - это то, что нас от
них отталкивает. На
самом деле мы большинство этих лиц видеть не хотим. Уродливы
физиономии городов.
Сколько всего уродливого, и все это - звучащее изображение
фальши и деструкции.
То, что нам показал Фролов - это молчание зла визуального,
молчание фальши визуальной, и - молчание злобы и нервозности
окружающего нас визуального психдома. В данном случае автор
отвергает фальшь пропитывающую все, что есть в кино, в театре,
на телевидении. Которые не отражают окружающей
действительности, а старательно имитируют некую несуществующую
реальность.
7 ноября 2004
|