"Метод Мозаики дает нам возможность снимать документальные фильмы, которые:
1. интимны;
2. демонстрируют тесную связь с человеком/семьей/событием/организацией;
3. помещают в центр сильного интересного персонажа;
4. используют нарративную структуру.
Документальный фильм, сделанный по методу Мозаики, имеет начало, середину
и выраженный конец. Конец очень важен - он может быть драматическим, трогательным,
смешным или печальным".
"Мы применяем метод Мозаики для международной телевизионной копродукции.
Он позволяет нам достигать однородности сериала, создавать тесные творческие
отношения между режиссером и заказчиком - телеканалом(ами), а также проводить
взаимовыгодную редакторскую политику, когда совместно работают опытный режиссер,
вносящий в дело ясность и объективную дистанцию, и кинематографист "на месте",
непосредственно связанный с темой и персонажами".
"Насколько бы ни интересовались Колин и я Россией - мы были людьми со стороны.
Нам же хотелось настоящего понимания и тесной связи с персонажами. Поэтому
мы наняли русских кинематографистов, которые смогли бы найти и снять истории,
чтобы мы потом смонтировали их в понятные, провокационные и связные наблюдения
над обществом в катарсисе".
"Режиссер "Русской страны чудес" Колин Люк ни разу не выезжал на натуру,
он работал только в монтажной и время от времени приезжал в Россию, чтобы
встретиться с кинематографистами, которые снимали для нас".
"Настоящая режиссерская работа происходит не во время съемок, а в монтажной.
Это не значит, что мы работаем с непрофессионалами, которых научили держать
в руках камеру, а потом на пальцах рассказали, что нужно делать. Мы сотрудничаем
с умелыми и талантливыми кинематографистами, но несколько, возможно, новым
для них методом. Местный кинематографист, без сомнения, лучше находит с
героями общий язык (намного более общий язык) чем иностранец".
"Мы используем полупрофессиональное цифровое оборудование (цифровые mini-DV)
так как:
- оно позволяет более тесный контакт с объектом, чем обычные телевизионные
технологии;
- если кинематографист относится к технологии серьезно, тема тоже раскрывается
серьезно и интересно, смешно или печально;
- можно снимать у героев дома, где зачастую открывается самое главное;
- можно снять жизнь как она есть, со всеми ее смешными и драматичными моментами,
так как не нужно по полчаса устанавливать свет;
- один кинематографист может ближе познакомиться со своими персонажами,
чем съемочная группа;
- съемочная группа из одного человека обходится дешевле, чем из трех-четырех,
поэтому за те же деньги можно снимать втрое дольше".
"Есть такие вещи, которые казались незыблемыми - Берлинская стена, Советский
Союз, Beta SP... В общем, дорогие кинематографисты, мир опять рушится -
кажется, через пару лет аналоговый Бетакам канет в Лету. Самые богатые будут
снимать на кинопленку и цифровой Бетакам, остальные - просто на цифру. Цифровые
камеры, цифровой монтаж и цифровой показ - совсем не за горами".
"Но на что снимать? Ура, производители смогли договориться между собой и
выдать на-гора общий формат - MiniDV (ранее известный как DVC). Цифровые
камеры Сони и Панасоник используют трехчиповую технологию с steadishot,
500 строковое изображение и звуковую технологию DAT. MiniDV дает картинку
больше напоминающую Кодак, чем яркий, электрический, пластмассовый BetaSP.
Цифровые технологии - новый импульс для документалистов вроде меня, которые
находятся между Сциллой жесткой конкуренции и Харибдой ограниченных бюджетов.
Зачем покупать камеру за 45000 долларов, когда зритель не замечает разницы
между изображением снятым на нее и камеру, которая в 10 раз дешевле?! Как
же, ответит кинематографист - зато как хорошо она выглядит, какой у нее
баланс, объектив, фильтры и все остальные тщательно продуманные профессиональные
навороты.
Хорошо, говорят производители и выдают для этих потребителей (профессиональных
кинематографистов) BetaSX и DVCam (Сони), DVCPro (Панасоник) и Camcutter
(Avid Ikegami), последняя работает не с пленкой, а с "дискетой". Правда,
в отличие от непрофессиональных камер, они не совместимы! Так что независимые
документалисты пока предпочитают работать с непрофессиональными MiniDV,
которые совсем неплохо смотрятся по телевизору".
"Мы снимаем на Хай-8. Это достаточно дешевые, по сравнению с профессиональными,
камеры и пленка дешевле вчетверо. Отношение отснятого материала к полезному
в "Русской стране чудес" было 200:1. Хай-8 - волшебная палочка в руках талантливого
кинематографиста. Она дает документалисту свободу, позволяя достичь такой
близости с объектом, которая впервые стала возможна только с появлением
эргономически спроектированной ручной 16-мм камеры. Однако Хай-8 была создана
для домашнего рынка, и она дает разрешение всего 400 строк. Поэтому, если
работаешь для телевидения, нужно переводить снятый на Хай-8 материал на
BetaSP и использовать его как "негатив". Но мы подумали, что подобная потеря
качества из-за лишнего перегона абсолютно недопустима. Поэтому "негативном"
у нас был Хай-8. Мы проставили на мастер-кассетах в формате Хай-8 тайм-коды
и перевели материал на SVHS, используя одну из звуковых дорожек для записи
тайм-кода. Часть материала была оцифрована в Avid для монтажа. Программы
были самоподогнанны на онлайновом Avid в AVR27 с использованием "прокодированных"
Хай-8 мастеров и переведены на Digi-Beta для субтитрирования (тогда субтитры
еще нельзя было делать на Avid'е). Результат превзошел все ожидания. Многие
зрители из профессиональных кинематографистов так и не догадались, что снималось
на Хай-8".
"Роль кинематографиста с Хай-8 не самая простая в мире. Нужно иметь глаз
на изображение, то есть уметь снимать. Нужно быть своим собственным ассистентом,
звукорежиссером, журналистом, и оператором. Нужно уметь найти персонажей
и историю, а также вписаться в часто непривычную и непростую обстановку.
А самое главное, нужно построить доверительные и открытые отношения между
собой и персонажами. Это не так просто как кажется".
"Когда снимаешь на полупрофессиональную технику, главным становится правило
"содержание прежде всего". При этом цифровая технология может дать отличное
по качеству изображение, если понимать все ее преимущества и недостатки
и правильно использовать ее для правильной истории".
Испробовав цифровые технологии на документальных фильмах, Мозаик
Филмс теперь собирается перенести приобретенные умения на игровое кино.
|
|
|