|
...
Время неумолимо движется вперед. Это банальное выражение олицетворяет суть вещей.
Сначала была киноплёнка. Затем изобрели методы электронной записи реальности. Сайт «Независимое кино» был создан более десяти лет назад. Уже тогда входили в жизнь новые технологии, связанные с фиксацией движущего изображения. Уже тогда существовал видеоарт – экспериментальная ветвь этой фиксации. За последнее десятилетие произошел прорыв в возможностях быстрой фиксации, видоизменения и монтажа изображения. Теперь это может делать каждый довольно быстро и совсем недорого. И это замечательно!
Но есть существенные отличия в этих методах! Давайте разберемся какие. Посмотрим на способы получения неподвижного изображения. Сначала была живопись, рисунок. Это осуществляли художники, и было это долго и дорого. Когда изобрели фотографию, появилась возможность это делать быстро. Появились фотохудожники, и их стало больше, чем просто художников-живописцев. С развитием фототехники получение изображения реальности стало доступно каждому. И это было замечательно! Однако о живописи и рисунке не забыли, люди не переставали рисовать. Руками сделанное изображение не утратило своей прелести, актуальности и как ни странно, особого воздействия на зрителя!
Надеюсь, моя мысль ясна? Различия между киноплёнкой и электроникой всё-таки есть! И если внешне это становится всё более незаметно, то воздействие внутреннее никто не отменял. Над киноплёнкой художник колдует гораздо дольше, и волшебство воздействия вдохновения на её живую, органическую плоть приобретает явственные формы на экране и воспринимается зрителем по-особому. Происходит такое же слияние художника и материала, каковое мы видим в живописи и рисунке. Разумеется, это касается главным образом авторского экспериментального кинематографа, где взаимодействие создателя фильма и носителя изображения наиболее приближены. Поэтому, мне хотелось бы на нашем сайте уделять основное внимание именно этой ветви киноискусства. И не смотря на то, что, к сожалению, всё меньше становится таких мастеров в мире, их значение не уменьшается, а даже и приобретает всё более выпуклые черты для опыта восприятия искусства. В их жизни и деятельности есть что-то подвижническое, и как сказал один литературный персонаж «не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть»!
Российские "независимые" в конце ХХ века.
Несмотря на то, что кинематограф Советского Союза оставался государственным вплоть до перестройки, уже в начале 80-х, на закате брежневской эпохи, появляется то, что можно назвать независимым кино.
Александр Сокуров одним из первых доказал, что даже в недрах советской системы можно сделать что-то, если очень захотеть, и если вокруг тебя - единомышленники.
Его полнометражный фильм "Одинокий голос человека" (1978), родившийся из курсовой студенческой работы, открыл новые горизонты в киноискусстве.
Последователь Сокурова Игорь Алимпиев развил возможности авторской документалистики, создав собственный стиль игрового черно-белого кино в фильме "Панцирь" (1990). Сейчас он работает над документальным эссе "Русские в поисках любви и смерти".
Пионером независимого российского кино следует признать Сергея Сельянова, который вместе с другим молодым режиссером Николаем Макаровым, в 1988 году "подпольным" образом снял философскую ленту "День ангела" по сценарию Михаила Коновальчука.
Сегодня Сельянов на своей студии СТВ реализует самые амбициозные некоммерческие проекты, среди которых - фильмы Алексея Балабанова, Олега Ковалова и других.
В начале 90-х годов в Москве и Петербурге появляются группы молодых кинематографистов, по своему развивающие традиции русского киноавангарда Дзиги Вертова, Льва Кулешова, Фэксов - братья Алейниковы, Борис Юхананов, Дебил Кондратьев, а также Евгений Юфит, положивший начало "некрореализму" - целому направлению в российском киноандерграунде.
Грузин Алекс Цабадзе ("Пятно"), казах Рашид Нугманов ("Йа-хха", "Игла"), латыш Юрис Подниекс ("Легко ли быть молодым ?"), русский Олег Тепцов ("Господин оформитель", "Посвященный") своими смелыми новаторскими фильмами во многом способствовали развитию гласности и пробили брешь в бастионе официального кино.
Возникло понятие "параллельное кино", объединившее молодых актеров, авторов, режиссеров и критиков - Сергея Добротворского (скончался в 1997), Максима Пежемского, Константина Мурзенко из группы "Че-паев", анимацию Сергея Бугаева - "Африки", Виктора Тихомирова ("Митьки") и Инала Савченко ("Новые Художники"), идущих как бы параллельным, но своим путем в кинематографе.
Новая волна "независимых" в конце 90-х вынесла на поверхность Евгения Иванова ("Никотин", "Дух"), Максима Пежемского ("Переход товарища Чкалова через Северный полюс", "Жесткое время"), Геннадия Новикова ("Юноша из морских глубин"), Александра Баширова ("Железная пята"), Андрея Куклина ("Предстояние", "Куранта"), Дмитрия Фролова ("Ночи Полнолуния", "Клоунада"), Марию Соловцову, Юрия Фетинга.
Сегодня российский кинематограф переживает самый тяжелый в своей истории кризис, обусловленный общей экономической ситуацией, конкуренцией европейского и американского коммерческого кино, видео и телевидения. Кинотеатры пустуют...
Но в заброшенных квартирах, мансардных ателье, призрачных гаражах молодые энтузиасты не прекращают дерзкие эксперименты, колдуют над кусочками пленки, пробиваются на телевидение - словом, не перестают искать новые пути в киноискусстве конца ХХ-го века.
Александр Поздняков,
кинокритик, С-Петербург
(статья написана для каталога 1-го Международного Фестиваля Независимого кино в
Праге, ноябрь 1999)
|