Классика параллельного кино

Фирменный знак

Сон Путь

Недавно найденные и отреставрированные фильмы первой волны ленинградского киноавангарда времён начала перестройки: «Сон» был снят в 1987 году, «Путь» - в 1988.
В своё время фильмы демонстрировались на квартирниках и подпольных показах, а также участвовали в первых фестивалях параллельного кино. Затем, существующие в единственном экземпляре, фильмы посчитали утраченными.


фильм СОН

16 мм, 20 мин., цвет, 1987-2009

     Сон и явь - два противоположных по восприятию состояния человека. Иногда, в особых случаях, человек не в состоянии понять, в какой реальности находится его сознание: спит ли разум и генерирует при этом те образы, которые в данный момент рисуют человеку картину мира, отличающуюся от привычной, или зрительные рецепторы доносят ему истинное положение предметов в пространстве и времени. Порой грань эта бывает настолько расплывчата и зыбка, что человек вполне способен увязнуть и застрять навсегда в вечном сне, в непостигаемом желе из цветовых пятен, сгустков настроения и отдельных фигур, несущих не то добро, не то зло.
Первый сюрреалистический фильм перестроечных лет, предтеча "Господина оформителя" Тепцова.

kadr-1.jpg
kadr-2.jpg
kadr-3.jpg
kadr-4.jpg

kadr-5.jpg
kadr-6.jpg
kadr-7.jpg
kadr-8.jpg

Автор сценария и режиссер - Дмитрий Фролов
Операторы - Дмитрий Фролов и Марк Нахамкин

В главной роли - Дмитрий Фролов
Персонажи - Вячеслав Гридин, Александр Корсаков, Марк Нахамкин (в роли Смерти)

Премьера фильма в СССР - на II Фестивале параллельного кино состоялась в Ленинграде 3 марта 1989 г.





* * *

фильм ПУТЬ

36 мин., ч/б, 1988-2009

     Трое друзей встречаются в центре города для весёлого времяпровождения. Погуляв по бульварам, они оказываются на природе. Тёмная сторона леса вскрывает подсознание каждого. И никто из них не подозревает о существовании в мире тех сил, что пробуждают в человеке скрытые до времени тёмные стороны их личностей. Метафора фильма состоит в обнажении спрятанных от прямого видения законов природы, с которыми приходится считаться, не подозревающему об их присутствии человеку.
      Фильм передаёт неповторимый колорит первых лет перестройки, когда мечты не вступали в противоречие с явью, и вера в светлое будущее страны не являлась чем-то несбыточным, хотя весь настрой фильма пророчествует о чем-то неотвратимом и безвозвратном.

kadr-1.jpg
kadr-2.jpg
kadr-3.jpg
kadr-4.jpg

kadr-5.jpg
kadr-6.jpg
kadr-7.jpg
kadr-8.jpg

Автор сценария и режиссер - Дмитрий Фролов
Оператор - Дмитрий Фролов

Персонажи - Дмитрий Фролов, Дмитрий Шибанов, Марк Нахамкин




* * *

О параллельном кино и не только.


     Мы беседуем с Дмитрием Фроловым. Человеком, который с легкостью совмещает несовместимое: успешную работу на телевидении и продвижении собственных экспериментов в области кино.


     - Дмитрий! Вы получили «Тэфи-2008», как лучший оператор документального телефильма, постоянно работаете на телевидении, и в то же время являетесь одним из ведущих режиссеров отечественного независимого кино. Какой род деятельности Вы могли бы назвать самой важной, делом своей жизни?

     - Все дела в жизни важны, и разделять я бы их не стал. Тем более в моём случае, я ведь свои фильмы всегда снимал сам, как оператор. Сначала из за того, что не было кому встать за камеру. Потом потому, что проще было это сделать без необходимости объяснять кому бы то ни было свои мысли и образы, к которым я всегда относился очень трепетно. Вообще-то без разделения на профессии, я был всем в своих первых фильмах! И связка режиссёр-актёр-оператор присутствовала во мне постоянно. Более того, я даже не знал поначалу, кто я больше! Это особенно видно в моих самых первых работах.

Билет на II Фестиваль параллельного кино      - Когда Вы начали самостоятельно снимать кино? Что вас к этому побудило?

     - Всё началось с появления в нашем доме кинокамеры. Это была красивая, новая, вполне современная для 1975 года камера с пружинным заводом и с редким для нашей страны того времени форматом "Супер 8 мм". Её купил на выставке мой отец, а я был первым, кто её опробовал, за что был тогда наказан. Каким-то чудом эти кадры сохранились, и Андрей Чежин, наш известный фотохудожник, выставил их несколько лет назад на выставке "Моя первая плёнка". Как выяснилось, чувство композиции было присуще мне от рождения.
С тех пор из каждой летней поездки с родителями я привозил фильм об увиденных городах и местах.
А первый игровой фильм я задумал снять под впечатлением от прочитанной книги Валентина Пикуля "У последней черты" о судьбе и последних днях Гришки Распутина. Это была наивная иллюстрация, разыгранная мною и моими школьными приятелями в 1979 году. И мне это дело понравилось! Я решил восполнить пробел в своих знаниях об актёрском ремесле и пошёл сначала в юношескую киностудию "Ракурс", а потом поступил в ТЮТ.


     - Как Ваши фильмы соотносятся с таким явлением, как "параллельное кино"?
     - Для начала сформулируем, что это за явление такое:

"Параллельное кино" появилось, как термин, во второй половине 80-х годов и объединяло в себе авторов, которые либо в содружестве, либо независимо друг от друга, снимали кинофильмы, не имеющие пересечения с официальным кинематографическим потоком, сделанные вне структур государственных киностудий (существовали параллельно ему). Целью этих авторов было свободное, не подвергающееся никакой цензуре, творческое высказывание. Программа II Фестиваля параллельного кино 3 марта 1989 года
Вспомним, что это было за время: только что в стране объявили "перестройку", и газеты с журналами делали робкие попытки свободно публиковать свободное мнение о происходящем вокруг на своих страницах. Впервые сочинения Довлатова, Хармса, Солженицына стали доступны широкому кругу читателей, в "Огоньке" появились репродукции Кандинского, Малевича и Филонова. Многие советские люди, далекие от искусства, впервые услышали термин "сюрреализм" в контексте работ невиданного ими ранее Сальвадора Дали.
Появились такие авторы и в кино. Однако, вся техника, что была доступна им состояла в ставшей теперь классической кинокамере "Красногорск" и формате 16 мм. Звук был записан на бобинных магнитофонах без синхронизации с изображением.
Я снимал свои фильмы сам и, что поразительно, не знал о существовании других! Впервые о них узнал в конце 1988 года, уже после съёмок своих фильмов "Сон" и "Путь", снятых в классической эстетике "параллельного кино". Ну и произошло пересечение с другими авторами на фестивале "параллельного кино" в Ленинградском Доме кино весной 1989 года.


     - Ваши ранние работы, "Сон" и "Путь" - являются ли они, по Вашему мнению, первым отечественным хоррором? Ведь первая версия "Господина оформителя" (без звука) так и не дошла до зрителей, а Ваши фильмы неоднократно показывались, пусть и узкому кругу, во время перестройки?

     - Классический подобный показ: свободная от родителей квартира, натянутая простыня, примитивный переносной кинопроектор "Школьник" или в лучшем случае "Украина". Этими проекторами укомплектовывались киноклассы в школах СССР. "Школьник" был весьма примитивен: киноплёнка после общения с ним быстро изнашивалась, а так как каждый фильм был в единственном экземпляре, существовала угроза рано или поздно лишится его навсегда! Я думал, что это произошло с моими "параллельными" фильмами! Но чудо реставрации спасло их от забвения. Доказательством тому - этот диск.
Являются ли они хоррором, тем более первым, не знаю! Точнее, не думаю. Были же фильмы "Маленькие трагедии" или "Вий", например.
А "Господин оформитель" меня просто поразил! Он вышел на экраны в конце 1988 года. Я к тому моменту уже снял свои вышеупомянутые фильмы. Однако, странным образом, увидел на экране кадры, удивительно похожие на мои! Вот уж воистину, идеи витают в воздухе, и мы с Тепцовым независимо друг от друга были подключены к родственным энергетическим зонам!


     - Что толкнуло Вас, выросшего в годы застоя, на эти эксперименты? Ведь к любой из твоих работ до 1991 года можно было применить не только идеологические клише, но и вполне определенные статьи Уголовного Кодекса. В ранних работах - за антисоветчину, а если вспомнить "Клоунаду", то и за порнографию. Страшно было так рисковать?

     - Именно желание противостоять застою и идеологическим клише того времени порождало те идеи и образы, что я с удовольствием воплощал доступным мне путём. Тогда же я начал неистово рисовать и даже участвовал в выставках художников-авангардистов. Но через несколько лет, написав десятка три картин, я забросил живопись, а вот кино снимать продолжал. В нескольких кинофильмах то и дело мелькают мои полотна. Программа II Фестиваля параллельного кино 4 марта 1989 года
Да, был риск. В 1989 году в фильме "Клоунада" была довольно откровенная эротическая сцена. К тому времени в отечественном кинематографе была лишь "Маленькая Вера" да "Экипаж", в которых мелькнула женская грудь. А тут.. вагина крупным планом... Этого тогда никто не снимал! Кстати, и в первом фильме "Ночи Полнолуния" были подобные кадры. Кроме того, в этом фильме образ Ленина подвергся весьма неоднозначной и жесткой обструкции (гениальное "Ленин-гриб" было произнесено Курёхиным значительно позднее).
Кстати, ты знаешь, что режиссёром "независимого" кино я тоже назвал себя первым в пространстве СССР? Такого термина у нас в стране не существовало. Было это в самом начале 1991 года. Мои театральные друзья предложили мне творческий вечер в ДК им. Горького с показом фильмов. Я не знал как себя назвать в афишах. Термин "параллельное" уже изжил себя. Многие бывшие авторы этого направления стали творить в структуре официального кинопроизводства. Да и эстетические поиски форм несколько устарели. Меня теперь интересовала глубина образов. Но, так как фильмы я по прежнему делал независимо от официальных структур, я и придумал для себя это прозвище "независимый".


     - Почти все фильмы сделаны с одной и той же командой. Почему Вы выбрали именно этих людей?

     - Костяк этой команды сложился в театре-студии «НЕО». Этот уникальный в своём роде театр возник именно в то самое пьянящее время свободы, когда рухнули оковы тоталитаризма, и все вздохнули весенним воздухом начала перестройки. Мы были в том возрасте, когда всё кажется по плечу. Был лидер – Толя Стрельников, была идея – создать независимый театр, был живой исторический пример – Театр на Таганке. Не случайно в репертуаре театра была пьеса «Добрый человек из Сычуани»! (мы все знаем легендарный спектакль Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана») Тогда и произошло объединение молодых людей, днями и ночами пропадавших в стенах театра. Поэтому, после распада коллектива весной 1989 года из-за конфликта труппы с главрежем, многие ребята сплотились вокруг моего кинопроекта. Так родился фильм «Клоунада». Там дебютировала в главной роли Наташа Суркова, впоследствии снимавшаяся у меня почти в каждом фильме, там сыграл главную роль Дима Шибанов (он дебютировал раньше – в фильме «Путь»), там сыграли заметные роли Женя Сухоненков, Вика Злотникова, Саша Костин и другие бывшие актёры «НЕО».
В дальнейшем, зная психофизику этих людей, их внешнюю пластику и характерность, я фантазировал, уже имея их в виду. Таким образом, не было особой необходимости глядеть по сторонам. Впрочем, это не отменяло и не отменяет появление новых образов и личностей. Так пришли в «Ночи полнолуния» Ориза Тризняк, в «Шатангер Ялок» Коля Муравьев и Лёша Шувалов, Петя Кремис в «Надъ озеромъ». Есть и другие примеры.


     - Теперь Вы - человек, чья профессиональная деятельность востребована, и многократно отмечена различными премиями. Вы намерены продолжать работу в кино или решили полностью посвятить себя телевидению?

Программа II Фестиваля параллельного кино 5 марта 1989 года      - На телевидении и в официальном кино я профессионально работаю оператором. Это моя трудовая деятельность, связанная с зарабатыванием денег. Я не халтурю, работаю честно. Но это разные вещи: независимый режиссер и профессиональный кинооператор! Хочу заметить в назидание молодежи: на одном независимом творчестве прожить невозможно! Всё равно придётся что-то делать: кто-то занимается дизайном, кто-то телевидением. Есть и те, кто, продолжая путь Цоя, работает в немногочисленных теперь котельных или на стройке. В лучшем случае на продаже дисков и редких показах я с трудом окупил свои малобюджетные опусы (и то не полностью).
Поэтому, я посвящаю себя телевидению и, по возможности, продолжаю снимать независимое кино.


     - Интересует ли Вас режиссура, или Вы нашли себя в качестве оператора-постановщика?

     Давайте определимся: режиссура в театральном понимании и управление образами в моём понимании это несколько разные профессии, хотя они и называются одним и тем же словом. Меня интересует режиссура в моём понимании. Как и моя операторская работа. Я не вижу никакого смысла и противопоставлении совершенно разных ипостасей моей деятельности, требующих разных способностей и навыков.

     - Будете ли Вы заниматься продвиженим к зрителю уже снятых фильмов?

     - Я практически никогда не отказываюсь от предложений показать свои работы, потому что считаю, что раз фильм снят - он должен быть кем-то увиден! Тем более, что искренняя и честная работа всегда интересует более, чем халтурные мыльные опусы, коими наполнены почти все эфиры. В этом понимании любой честный фильм полезнее бесчестного. Полезнее для здоровья!

       Беседу вела Кира Лаврентьева




Сайт создан в системе uCoz