Мы, как и большая часть мира, живем на территории независимого кино. Это
не плохо. "Криминальное чтиво" - независимый фильм, "Идиоты" - независимый
фильм, даже "Американский пирог" - типичный независимый по форме и содержанию
фильм, но с относительно большим бюджетом (яркий представитель коммерческого
независимого кино). В независимом кино действуют свои правила, по которым
мы, как и другие кинематографисты, должны уметь играть.
Терминология
Независимое кино. Когда на Роттердамском фестивале мы приставали
ко всем с вопросом "Что такое независимое кино?" первое, что народ отвечал
- "Это малобюджетное кино". "Независимое кино" - independent film - распространенный
кинематографический термин. Отдельно имеются словосочетания low-budget
film, microbudget film, ultra low-budget film и no-budget film - соответственно
малобюджетное (низкобюджетное), микробюджетное, ультранизкобюджетное и
безбюджетное кино. При этом по западным меркам безбюджетный фильм стоит
несколько сотен долларов, и я представляю, как их критики, узнав о бюджетах
некоторых наших независимых кинематографистов, придумывают термин типа
"отрицательно-бюджетный". Различают
Коммерческое независимое кино и идеологическое
независимое кино.
Off off Hollywood. Как и театральный аналог off off Briton, означает
ультрамалобюджетные фильмы, созданные компаниями, не принадлежащими ни
голливудскому кругу, ни более-менее устоявшемуся кругу офф-Голливуда.
Офф-офф-Голливуд презирает офф-Голливуд за коммерческость.
"Низкокалорийное (low-fat) производство" - низкобюджетное кино
История фильма - сюжет фильма
История для независимого фильма
(Все цитаты этого раздела взяты из "информационного листка", составленного
Игорем Малаховым для работы с молодыми киевскими кинематографистами)
Независимый фильм - это недорогой фильм. "Действие происходит здесь и
сейчас. Кино не историческое, не костюмное, не требующее специального
строительства декораций и экспедиций". Это еще называют подходом "автобус
и собака". Сценарий строится на том, что у вас есть или что вы гарантировано
можете достать.
Малобюджетный фильм берет другим. "Внятной историей с современными героями,
рассказанной в рамках одного из жанров кино". В любом случае есть такой жанр "психологическая драма". Туда все ложится.
"Кино адресовано молодому поколению. С тематикой, героями, проблемами
актуальными для молодежи. Замышляя сценарий, необходимо "держать в голове"
и обыгрывать явления, образующие стиль жизни поколения 90-х годов - музыка,
кино, мода, наркотики, секс и асексуальность, литература, компьютеры,
спорт, проблемы, связанные с деньгами и насилием".
Автобус и собака
Чтобы снять успешный ультра-низкобюджетный фильм, нужно прежде всего реально
оценить имеющиеся средства. Подумайте, сколько наличных, оборудования,
людей вам понадобится. Пишите сценарий на основе доступных средств.
Когда Родригес снимал свой первый фильм, у него были школьный автобус
и питбультерьер, и оба эти предмета были вписаны в сюжет фильма. Другой
малобюджетник - Кевин Смит - работал в общественном туалете днем и снимал
в нем "Клерков" по ночам.
Быть независимым кинематографистом
Девизом независимого кино можно взять найковское "JUST DO IT!". Из советов
опытных независимых: "Кончайте мусолить сценарий. Как только набралась
критическая масса и люди, готовые этим заниматься, вперед. Ныряйте в процесс.
Вы начинаете воплощать идею, ничего не получается, оказывается, что вся
эта затея - не трепетная лань, а среднего размера бегемот, но главное
здесь - довести дело до конца. Самое ценное, что у тебя есть - это твоя
энергия".
Не знаю, кто первый придумал использовать вместо тележки для камеры инвалидное
кресло на колесиках.
Обещайте всем, кто сделает вам что-нибудь бесплатно, благодарность в титрах.
Если кто-то не соглашается, обещайте благодарность крупным шрифтом плюс
упоминания в будущих интервью.
Одни ультра-малобюджетные фильмы снимаются меньше месяца, другие - несколько
лет. Все зависит от наличия денег. Один режиссер, который снимал фильм
несколько лет, копил деньги, снимал, копил опять, говорит: "Иногда чувствуешь
себя очень одиноким. Нужно верить в фильм больше, чем во что-либо еще".
"Что такое безбюджетный подход? Это очень просто. На все вопросы нужно
отвечать "без этого мы тоже обойдемся". Нам приходилось переписывать сценарий,
потому что за съемки на нужной нам натуре попросили $300. Надо отлавливать
все эти моменты, когда ты платишь ни за что и избегать их". Этот подход
прямо противоположен голливудскому, когда сценаристы пишут сценарии, не
думая о затратах на постановку.
Один из девизов безбюджетников - не платите, пока не началось. Один из
режиссеров признался, что он не расставался с наличными, пока к нему не
приходили адвокаты кредиторов. Все, что можно взять бесплатно, берите
бесплатно. Уменьшите расходы везде, где только можно, например, максимально
используйте дневной свет.
Одно из правил независимого кино - фильм должен быть интересен на уровне
своей истории. Причем интересен всем. НЕ снимайте о борьбе Богдана Хмельницкого
простив польского засилья или голоде 1933 года. Директор Голландского
музея кино сказал нам в интервью, что национальная тема идет на международном
рынке плохо, намного хуже, чем фильм о трех братьях, живущих в казахском
селе. Режиссер Грегг Араки ("The Living End"): "Я хочу быть интересным
в простых, очень личных историях, происходящих в наше время, не про китайскую
гражданскую войну".
Репетировать или не репетировать? Одни говорят - репетировать необходимо,
чтобы актеры не забывали текст посреди сцены и не переводили пленку. Другие
дают актерам диалоги только перед съемкой, чтоб слова не звучали искусственно.
В независимом кино вообще много импровизируют.
Зависимые кинематографисты зависят от финансирования третьими сторонами,
которые предоставляют его за право контроля над фильмом и за право требовать,
чтобы фильм принес деньги. Независимые кинематографисты, которые снимают,
опираясь на имеющееся, сохраняют над произведением полный творческий контроль.
После того, как фильм сделан, режиссер решает, можно ли его выпускать
в люди. Если нет - начинается накопление следующих нескольких тысяч долларов
на следующий фильм.
Питер Бродерик об особенностях ультра-малобюджетного
кино:
- Костяк съемочной группы Один или два человека, которые решают снять
фильм, чего бы им это не стоило.
- Отставить мечтать о Гавайях (No Nonsense Resource Assessment). Кинематографисты
оценивают доступные им ресурсы - деньги, оборудование, натуру, людей и
так далее - и средства, которые они наверняка смогут добыть.
- Реалистический сценарий. Сценарий пишется на основе доступных ресурсов.
Пишется быстро, за одну-две недели.
- Творческий подход к финансированию. Наличные собираются где только можно,
начиная от друзей и любящих родственников и заканчивая "инвесторами",
которые надеются вернуть свои деньги с процентами. Часто независимые кинематографисты
используют самофинансирование, опустошая депозитный вклад в банке, положенный
на них родителями 10 лет назад на свадьбу сына/дочери.
- Финансирование. Обычно финансирование осуществляется в две стадии. Как только собирается
достаточно денег, проводятся съемки, затем копятся деньги на монтаж, озвучку
и производство копий.
- Мои друзья - мое богатство. А теперь попробуйте на себе радость быть
работодателем. Вам нужно нанять на работу ХОРОШИХ актеров и съемочную
группу, которые будут ХОРОШО работать за копейки и будущую славу, которую
вы им обещаете.
Все не так страшно. Операторы, звукорежиссеры, техники, уже не говоря
об актерах, во-первых, действительно хотят делать карьеру, чтоб их работу
видели, во-вторых, им нужен опыт, в-третьих, все хотят просто работать,
чувствовать востребованность. Объясните им, что ваш фильм - их шанс. Будьте
настолько классным, чтобы им просто по-человечески хотелось проводить
с вами время. Много людей вам не понадобится.
- Прагматизм. Составление бюджета, съемочный график, и другие планирования
должны минимизировать проблемы и позволить максимально использовать драгоценные
ресурсы. Репетируйте, чтобы не переводить пленку.
- Партизаны. Съемочный период должен быть коротким и интенсивным. Съемочная
команда маленькая и каждый работает за троих. Если позволяют обстоятельства,
можно провести дополнительные съемки и пересъемки неудачных дублей (второй
съемочный период).
- Постпроизводство: Этот этап требует денег. Нужно
платить лабораториям, монтажным, техникам. Здесь надо умерить страсть
к экономии, постпроизводство очень важно для того, чтоб фильм был смотрибельным
и привлек прокатчиков. Но не тратьте деньги на необязательные вещи, например,
на дополнительные копии, пока не договоритесь с прокатчиком или этого
не потребует очень важный для вас фестиваль.
- Оптимизм и оппортунизм. На всех этапах ультра-малобюджетного кино вы
должны находить и использовать все имеющиеся возможности. Как говорится,
не бойтесь провала, а бойтесь неиспользованных возможностей. Тщательно
планируйте, а потом импровизируйте. Рано ложись, рано вставай и рекламируйся.
И сделай этот фильм. Кто знает, может ты - следующий Родригес.