Недавно в нашем городе прошел, уже в седьмой раз, фестиваль независимого кино "Дебошир-фильм - чистые грезы". Можно долго рассказывать об этом ежегодном мероприятии, но организаторы - все равно лучше ориентируются в ситуации. В силу чего мы предоставляем слово Р.Рачеву, исполнительному продюсеру "Дебошира", а в свободное время - актеру, режиссеру и сценаристу.
ДР: Ромил, расскажи о своей деятельности. Вот ты - исполнительный продюсер. В чем именно заключается твоя работа?
РР: Это и есть - исполнитель. Моя задача - организация фестиваля, контроль за тем, что на нем происходит, разруливание всех проблем до, во время, и после события.
Материальной стороной занимается финансовый директор. Мы ездим на переговоры, о чем-то договариваемся, в том числе о том, что нужно оплачивать, что оплачивать не надо,- благодаря своим связям и доброму имени. Договариваемся о суммах и о возможных расходах. То есть, моя задача - не только найти деньги, но и таким образом их распределить, чтобы хватило на все. Статьи расходов - это гостиница, железнодорожные и авиа билеты, питание, афиши и их расклейка, буклеты, флайерсы. Что касается аренды зала, то обычно мы делим пополам выручку с тем местом, где проводится фестиваль.
ДР: А где проводился фестиваль?
РР: Три раза - в кинотеатре "Спартак", один - в Доме кино, и в ЛДМ у
нас уже третий фестиваль.
ДР: Сейчас седьмой фестиваль. С каждым разом организовывать его становится сложнее или легче?
РР: На самом деле, это происходит каждый раз по-разному. Нас постоянно поддерживает Госкино; раньше поддерживал и Комитет по культуре, но сейчас изменилась политика в отношении малобюджетного кино, стали поддерживаться только очень крупные международные фестивали. Но надеюсь, что ситуация изменится. Потому что и малобюджетному кино надо выживать в современных условиях.
ДР: Приносит ли ваш фестиваль прибыль?
РР: Нет, фестивали - всегда убыточное мероприятие.
Любой фестиваль - это прежде всего огромные расходы. Так что организовывать их ради денег - бессмысленно. Это некий творческий
акт, попытка сплотить творческих людей в одном месте, чтобы они имели возможность заявить о себе, показать свои работы.
ДР: У фестивального движения в нашем городе есть будущее?
РР: Для этого мы и существуем :- )
ДР: Появятся ли в городе новые фестивали?
РР: Вы хотите, чтобы я сделал прогноз?
ДР: Да.
РР: Надеюсь, что появятся. Я вообще считаю, что фестивали - очень правильная вещь. Где еще начинающий автор может заявить о себе, кроме как в средствах массовой информации и кинотеатрах? Рекламные кампании и раскрутка связаны с зарабатыванием либо с отмыванием денег, но всю историю существования человечества были люди, которые предлагали альтернативу, не пытались зарабатывать своим творчеством деньги, - оно было их жизнью.
У этих авторов сейчас нет трибуны. Вот мы и пытаемся по мере сил ее построить. Все остальные фестивали коммерциализированны. На них всем правят
деньги, шоу-бизнес.
ДР: Если перевести на другой язык, вы занимаетесь попыткой продвинуть на рынок продукцию haute kuture?
РР: Нет. Это все-таки понятие высокой моды, зарабатывание эксклюзива. Вещь haute кuture нельзя купить за пятьдесят рублей, она стоит несколько тысяч долларов.
ДР: Вообще, Ромил, о тебе ходят слухи как о человеке, главный талант которого - умение достать деньги.
РР: Не знаю. Этим занимается Александр Баширов. Моя задача, скорее - потрать эти деньги, наиболее рационально их распределить.
ДР: Фильмы, которые у вас демонстрируются, имеют потом какое-либо продвижение?
РР: Я могу сказать, что это не столько для фильмов отправная точка, сколько для участников. Для людей, которые на фестиваль приходят. Некоторым удается
выйти на новый уровень в кино.
ДР: Приведете примеры.
РР: У нас киношкола существовала, многие ее выпускники сняли свои фильмы (учебные), создали альманахи. Например, Сара Ансон или Дима Фролов, который выпустил несколько картин у нас, на "Дебошир-фильме", а в этом году представляет две новых работы - "Десять минут молчания" и "Папино мясо". Дальше эти люди участвуют в международных фестивалях со своими работами, - в Финляндии, Австрии, Германии. Мировая премьера "Папиного мяса", например, состоится в феврале, на Роттердамском кинофестивале. В прошлом году на
Берлинале, куда Россия представила фактически один фильм, сериал, мы сделали
альтернативную программу российских фильмов и режиссеров, на открытие которой приезжал Владимир Владимирович Путин. Я считаю, это была довольно серьезная творческая акция.
ДР: Как происходит поиск фильмов для фестивальной программы?
РР: У нас есть сайт, да и вообще в городе о нас знают. Многие независимые либо начинающие авторы сами обращаются к нам с просьбой об участии в фестивале.
ДР: Каковы критерии отбора?
РР: Мы даем допуск всем, у нас нет какой-либо политической подоплеки. Критерий только творческий. То, что совсем из рук вон плохо, мы не принимаем. Но во многих работах есть некое зерно, и если кто-то хочет его разглядеть, то обязательно его увидит. В результате, мы - некая ступенька, трамплин для начинающих и снимающих малобюджетное кино авторов.
ДР: Ромил, есть ли будущее у альтернативного кино в России?
РР: Если не в России, то где же? Это страна, которая всю свою историю являла четкую денежную политику, что всегда порождало движение не согласных с таким подходом (я имею в виду политику как навязывание набора стереотипов мышления). Естественно, у людей мыслящих то, что предлагается телеканалами и большими кинотеатрами, вызывает резкое неприятие.
ДР: Ромил, ты - актер, снимаешься на "Ленфильме". Смотришь ли ты фильмы со своим участием?
РР: Нет. Просто не хочется забивать себе мозги лишней, совершенно не нужной
информацией.
ДР: А в кино ты ходишь?
РР: Иногда хожу.
ДР: Ты видел "Ночной дозор"?
РР: Да. и кстати говоря, он мне понравился. Честно скажу. Это - первый
российский фильм, снятый на таком уровне. Высоко профессиональная работа, особенно монтаж и спецэффекты. Такого в России еще не было.
ДР: Как ты представляешь идеально будущее фестиваля "Дебошир"?
РР: Много залов, много денег, и огромное количество зрителей и участников.
ДР: Какой ваш интерес в этом?
РР: На самом деле. Проведение фестиваля - это прежде всего безумный творческий драйв.
ДР: На твоей карьере это сказывается?
РР: Да, могу сказать, я уже получил известность в городе как продюсер. Многие меня знают, и относятся с определенным уважением. Не могу сказать, что я самый неизвестный человек.
ДР: Многие слабо представляют, что такое продюсер. Как бы расшифровал этот термин?
РР: Продюсеров много всяких разных. Есть генеральный продюсер, который дает деньги, есть исполнительный, который ими распоряжается, следит за расходами. Но в принципе, лучше найти места, где могут предоставить скидки, где пойдут навстречу. Продюсерская работа более административная. Хотя, и творческая тоже, - потому что я занимаюсь отбором фильмов, это тоже моя обязанность, составляю программу. Это очень многогранная история. Но в основном, конечно, продюсер занимается денежными вопросами.
ДР: Ты уже упоминал независимую кинокомпанию "Дебоширфильм". Расскажи о ней и о своей роли там.
РР: Глава компании Баширов - генератор идей, он сыплет ими направо и налево. Например,- сделать фестиваль и создать киношколу. У него масса проектов, о которых пока рано рассказывать. Вообще, наша киностудия - содружество творческих людей, других людей там нет. Но это
абсолютно не коммерческое предприятие. Впрочем, как и фестиваль, где нет зарплат и все работают на чистом альтруизме, где все держится на творческом посыле.
Вот так обстоят дела с точки зрения одного из организаторов фестиваля, который, между прочим, включает в себя не только конкурсные показы. Меломаны Питера имели возможность посетить концерты "ГО", "Санкт-Петербурга", "Последних танков в Париже" и других рок-групп. Для тех, кто еще не забыл, кто такой В. Пудовкин, была организована ретроспектива его работ. А на круглых столах интеллектуала поджидали темы острые, злободневные и противоречивые. Переевший искусства эстет, не желающий идти на концерт, имел возможность присоединиться к дискуссиям. "Искусство как преступление. Преступление как искусство" - каково? Есть над чем поломать головы!
Ну и, разумеется, как же без Арт-Дебоша, на таком-то фестивале? Нашему корреспонденту удалось отловить и допросить А.Ефимова, известного художника и автора "вечного куба" - легендарного символа фестиваля.
ДР: Какова история твоих взаимоотношений с "Дебоширом"?
Е: Моя история началась с третьего фестиваля, когда организаторы решили не ограничиваться только кино и музыкальной программами. Скажем, люди посмотрели фильмы, ждут музыку, но и от окружающей среды они тоже чего-то ждут. Мы с Башировым поговорили и решили создать такую ситуацию, как арт-дебош. То есть, перформанс, инсталляция, всякие визуальные эксперименты, опыты со звуками. И первое, что подкупило - это куб, посвящение Малевичу.
Тут же нашлись спонсоры, которые дали 125 литров водки. И всякий раз спонсоры
находились, водку мы никогда не закупали. Мало того, что куб - это само по себе прикольно, так это еще и нечто в нашем, российском духе. Финны там напились.
ДР: Для непосвященных - поподробнее о кубе.
Е: В Москве, чуть ли не в 1985 году, мы с одним художником сидели на Чистых прудах и выпивали. И, как всегда, зашла речь про искусство, про Малевича, кто куда ушел, кто куда не дошел. Надо развивать темы. И под какую-то там водку было решено: все это плоско, давай в объем. Возникла идея: красный куб, белый куб, которую мы в Москве и осуществили. Потом я куб сюда, в Питер, перетрансформировал, как раз под "Дебошир". Что самое забавное, через несколько лет, в институте Смольного, мне какие-то девочки с
третьего курса говорят: "Да, да, мы слышали про куб, самое классное, что финны водку в него залили". Я говорю: "Вы в своем уме, откуда у финнов водка?!". Такой испорченный телефон: вот, мол, фестиваль такой прикольный, финны водку привозят.
Разумеется, в каждой шутке есть доля шутки: "Дебошир" - фестиваль с независимым характером. Здесь есть место и сарказму, и пародии, и абсурду. Церемония открытия была короткой, но за несколько минут президент фестиваля А.Баширов на пару с председателем жюри Т.Тотом сумели выразить свое отношение к помпезным началам мероприятий. Это было очень смешно. На закрытии вместо силиконовых девиц в открытых платьицах, усыпанных брильянтами, призы вручала растрепанная актриса Н.Суркова top-less. Вдохновленные ее смелостью, председатель и член жюри Е.Федоров, тоже скинули футболки. Знай наших! С помощью силикона - любой станет похожим на Шварцнеггера, при наличии денег - кто хочешь сделает кассовый глянцевый фильм. А коли нет ни денег, ни уважения к идеологии общества потребления, то - какой торс природа-мать дала, таким и работай, какое кино хочешь и можешь - такое и сделаешь.
В принципе, за маской стеба и нон-конформизма прячутся очень серьезные вещи. И каждый зритель волен выбирать - что ему вынести с фестиваля: личное знакомство с "вечным кубом" или - с картинами, ставшими призерами:
"Мирная Жизнь", "Трансформатор", режиссеры Антуан Каттин и Павел Костомаров (лучший фильм), "Оккупация", режиссер Андрей Кудиненко (приз "примирение и согласие), "После Апокалипсиса", режиссер Ясуаки Накаима (приз "за адекватное отображение актуальных социо-антропологических проблем). Впрочем, многие работы представленные на фестивале, но призов не получившие - тоже заслуживают самого пристального внимания. Обилие концертов и круглых столов - еще один повод посетить мероприятие, не сожалея о напрасно потраченном времени.
Любой человек мог оттянуться на этом фестивале, кроме закостеневшего раба стереотипов и официально принятых догм. Впрочем, такие люди предпочитают другие тусовки.
До встречи в следующем году, "дебошир"!
Н.Федорова